20 октября в большом кинозале московского Центра «Русское зарубежье» им. А. Солженицына не было свободных мест. В этот день был представлен новый документальный фильм «АЛИБЕК», Заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия - Алания, лауреата отечественных и международных кинофестивалей, члена Правления Союза кинематографистов России и Ассоциации документального кино, режиссера и сценариста Вадима Цаликова. Картина посвящеа основателю знаменитой цирковой династии Алибеку ТузаровичуКантемирову. Гостями этой премьеры были представители московской осетинской общины, творческой интеллигенции Осетии и Москвы, Союза цирковых деятелей и Союза кинематографистов России, друзья и коллеги режиссера.
Буквально с первых кадров фильма зритель погружается в атмосферу кавказских гор, селения Даргавс, откуда начинались первые шаги юного наездника. Камера парит над скачущим всадником, перенося нас в далекое прошлое - на кадрах хроники суровое и мужественное лицо Алибека, который внимательно следит за выступлением своих джигитов. Таким он запомнился зрителям, своим коллегам и ученикам...
« ...Любовь к лошади прививают мастера экстра - класса, такие как Алибек Тузарович Кантемиров и дети его и ученики его замечательные ...» - говорит в начале картины известный артист Юрий Владимирович Назаров, которого судьба свела с средним сыном Алибека - Ирбеком Кантемировым на съемках фильма «Первая конная» . Совместная работа послужила началу крепкой дружбы и истинным восхищением этой удивительной династией, как признается сам артист.
А долгий путь Алибека в искусство общения с конем начинался с первых успехов: с победы на скачках, устраиваемых владельцами конюшен в Пятигорске, Нальчике, Владикавказе, с выступления в Батумском цирке Малюгина, на арену которого Алибек впервые вышел в 1907 году, с головокружительных трюков, которые он сам разрабатывал и выполнял, будучи еще соло-джигитом. «Вообщем-то, сразу после первых выступлений, Алибека ожидал огромный успех и заграничные импрессарио начали сразу его приглашать, тут же появились многочисленные контракты», - рассказывает Маирбек Кантемиров, нынешний руководитель труппы
Сам фильм построен необычно: в нем о Кантемирове - старшем, своими ценными воспоминаниями делятся его внуки - Маирбек Кантемиров, его двоюродные брат и сестра Алибек и Каджана, ученик мастера Юрий Мерденов, коллеги и друзья - Эмиль и Иоланта Кио.
Отдельная линия - это кинохроника, бесценные кадры, запечатлевшие Алибека Тузаровича в работе: во время репетиций, в гримерной, в общении с артистами труппы в разные годы, в разных местах - это и Италия 1964 года, и выступления в родной Осетии, и редкие кадры, снятые в московском цирке на репетиции с сыном - Ирбеком. Ряд эпизодов - современная жизнь труппы, руководимой Маирбеком Кантемировым. Мы вместе с героями картины перемещаемся во временном и географическом пространстве, оказываясь то возле мюнхенского цирка «Кроне», где когда-то с успехом гастролировала труппа, то на набережной Владикавказа, где передвижной цирк «Шапито» не мог вместить всех почитателей таланта известного земляка, то в немецкой деревушке Эглофштайн, на могиле друга и коллеги Кантемировых, солнечного клоуна Олега Попова. В фильме задан ритм, который не позволяет зрителю отвлечься от повествования и держит его в постоянном эмоциональном напряжении...
« ...Я снимал не юбилейную картину, хотя именно в этом году исполнилось 110 лет с момента выхода Алибека Тузаровича на манеж...» - говорит режиссер Вадим Цаликов .« ... Для меня важнее было создать портрет человека, который добился подлинных высот в искусстве общения с конем только благодаря своему таланту, большому трудолюбию и упорству. Алибек - это подлинный национальный герой, внесший в культуру и искусство Осетии неоценимый вклад, о котором должны помнить потомки и, в первую очередь, те будущие артисты, которые пойдут по его пути...»
При всех многочисленных зарубежных турне труппы Алибек всегда любил приезжать в родной Владикавказ, тогда еще, в советское время, - Орджоникидзе. И в фильме этим воспоминаниям посвящен целый эпизод, с хроникальными кадрами выступлений.
«... Народ - ну там лишнего билета уже никто не найдет. Там за квартал стояли, там что творилось. Потому что настолько всю труппу уважали, что это родное ...Уважала его вся республика» - вспоминает то время ученик Алибека Юрий Мерденов. По прошествии многих лет, уже будучи руководителем конной труппы «Кубанские казаки» и сам воспитав немало учеников, 82-летний Мерденов с большой теплотой вспоминает о своем учителе, о его школе, которая дала ему путевку в большую цирковую жизнь. «...Это настолько профессиональный человек, я могу сказать, что это был педагог, отец. Просто можно назвать его отцом...»
Невозможно не отметить в фильме и музыку композитора Вадима Буликова, с которым режиссер уже давно сотрудничает. Это особый сплав лирических композиций, в которых слышатся национальные мотивы и который рождает особый эмоциональный настрой, гармонирующий с изображением картины. Не отвлекает, не уводит в сторону от повествования, а еще больше помогает раскрыть образную часть фильма.
Очень важны в финале фильма два эпизода - интервью Ирбека Кантемирова, в котором он вспоминает отца. «...Это по-настоящему ценные кадры, которые по прошествии 20 лет стали уникальным кинодокументом...», - говорит Вадим Цаликов. « Я тогда снимал большое интервью с Ирбеком для своей дипломной работы и снимал, как говорится, «про запас» многие его воспоминания, с надеждой, что когда - нибудь они пригодятся. Еще тогда на меня произвели сильное впечатление его слова об Алибеке, наполненные особой сыновней теплотой, уважением и пониманием той роли, которую отец играл в воспитании будущих профессиональных артистов.»
Уникальными останутся и последние кадры с Мухтарбеком Кантемировым, которые режиссер снимал сам, уже перед самым уходом великого артиста в подмосковном Переделкино. На экране они проскакивают, как одно мгновение, но они позволяют сохранить о нем память для людей, знавших его, для будущих поколений.
Когда пошли финальные титры, зал аплодировал и благодарил режиссера за тот вклад, который он внес в сохранении памяти о великом артисте и человеке.
Маирбек Кантемиров: « ...Вадим умеет, как-то по своему все показать и когда он за это берется, можно быть спокойным, потому что настолько все подано с душой и оригинально, со свежим взглядом, спасибо ему за это...».
« То, что сделал Вадим, собрав все воедино, собрав всю эту богатую историю династии, это надо смотреть, и впитывать, и думать. Это трогает. Картина - это действительно искусство документального кино...», - завершил обсуждение состоявшейся премьеры Виктор Лисакович, классик документалистики, известный режиссер, профессор, заведующий кафедрой документального кино во ВГИКе.
«Мне бы очень хотелось, чтобы наш фильм смотрело и воспринимало молодое поколение, которое, к сожалению, мало знает о тех подлинных национальных героях, какими были Алибек, его сыновья, о тех, кто, создавал славу нашего небольшого народа...», - в этом видит смысл появления своего нового фильма «Алибек» режиссер и сценарист Вадим Цаликов.
Наталья Корзун Москва. 20. 10. 2017