Вся жизнь выдающегося осетинского хореографа и педагога Таймураза Кокаева связана с музыкой и танцем. Он родился за год до окончания Великой Отечественной войны в Хумалаге. Его отец Дзамболат вернулся с фронта инвалидом после двух тяжелейших ранений. Отец прекрасно исполнял осетинские народные героические песни и танцевал, а мать, Адошка Сидакова (родом из Заманкула), виртуозно играла на гармошке, шила и вышивала. Она умерла в 1953 году, когда Таймуразу было 9 лет, а его младшему брату – 7. Казалось, в этом доме больше никогда не зазвучит музыка… Но в жизни черную полосу всегда сменяет белая. Прошло время, и отец женился во второй раз на учительнице Нине Абаевой. Она была родом из Коби и привезла с собой патефон и множество пластинок с записями известных грузинских музыкантов. В Коби, куда мальчика отправляли на лето, Таймураз и познакомился с Мухарбеком Абаевым, бывшим солистом госансамбля «Алан». Разница между ними в возрасте была всего один год…
Впервые вокальные способности Таймураза, его врожденную музыкальность заметила учительница Хумалагской школы Роза Цаболова. Она дала ему роль Колобка в ученическом новогоднем спектакле. С одаренным мальчиком занимался также учитель пения Петр Пухов. В 1960 году в район приехала комиссия, которая отбирала в селах музыкально одаренных детей для участия в Декаде осетинского искусства и литературы в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Таймураза отобрали для участия в декаде как певца (с одаренными детьми усиленно занимались Булат Газданов и Резван Цорионти), но случилось так, что за время подготовки голос мальчика претерпел мутации, а затем и вовсе пропал. В Москву он попал уже как танцор детского танцевального ансамбля республиканского Дворца пионеров.
Таймураз хорошо помнит, как готовились маленькие танцоры к декаде, как выходил на сцену художественный руководитель этого грандиозного мероприятия Вано Мурадели. А в 1961 году Таймураз принял участие в составе того же ансамбля во Всемирном форуме молодежи в Москве.
Директором Дворца пионеров до 1960-х годов была Зарета Анисимова. Когда ее назначили директором Училища искусств, она открыла в его стенах хореографическое отделение, куда перешла половина ансамбля Дворца пионеров. Таймураз в их числе: начал заниматься на двух отделениях – хореографическом и духовом по классу кларнета. Все развивалось необычайно стремительно. «Уже на первом курсе мы участвовали в балете Делиба «Копеллия», в балете на музыку Пуни «Эсмеральда», – вспоминает Таймураз Кокаев. Директор Дворца пионеров Таймураз Бицоев сделал студенту Кокаеву неожиданное предложение – работать в ансамбле и помогать восстанавливать старую программу, так как худрук ансамбля Асатин Доев покинул к тому времени коллектив по состоянию здоровья. Так и началась 55 лет назад педагогическая деятельность Таймураза Кокаева. Перед молодым педагогом сразу стали ставить большие, ответственные задачи. Например, в 1964 году к приезду Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева по поводу 40-летия образования СОАССР поступило задание – подготовить сюиту с участием юных танцоров. Н. Хрущеву ее показали в программе праздничного концерта в музыкальном театре Орджоникидзе. В том же году Таймураза забрали в армию, где в составе солдатского эстрадного ансамбля он играл на кларнете, баяне, пел и танцевал... В 1965 году в Ростове-на-Дону он принимал участие во Всеармейском фестивале, посвященном 20-летию Победы над фашизмом. Среди зрителей того концерта был сам Исса Плиев. После представления наш великий полководец вручил Таймуразу почетную грамоту, которая до сих пор хранится в его домашнем архиве как реликвия.
После службы в армии Таймураз Кокаев вновь стал работать во Дворце пионеров. Параллельно он заканчивал Училище искусств по классу кларнета, поступил заочно на истфак СОГУ. В 1974-м ему вновь довелось участвовать в Декаде искусств в Москве, только теперь – в качестве хореографа. Именно тогда ансамбль народного танца Дворца пионеров получил свое нынешнее название – «Маленький джигит». «Мы выступали в Концертном зале им. Чайковского, – вспоминает Таймураз Кокаев. – Перед нами на сцену вышел вокально-инструментальный ансамбль Дворца пионеров «Маленький джигит» с одноименной песней Христофора Плиева. Вслед на сцену «вылетел» детский танцевальный коллектив с зажигательными кавказскими танцами. Зритель решил, что это и есть «Маленький джигит». Название само «прилипло» к коллективу».
В 1975 году с Первого фестиваля танцев народов Кавказа, проходившем в Тбилиси, юные танцоры «Маленького джигита» привезли восторженные отзывы прессы и 18 золотых медалей. Два раза коллектив выступал в «Артеке», 10 раз в «Орленке» и шесть раз в «Океане».
Иоаким Шароев, родоначальник жанра массовых зрелищ в СССР, включил «Маленький джигит» в сюжет сказки кремлевской елки. Две недели подряд юные танцоры из Осетии давали по два представления в день. 28 раз они выходили на сцену Дворца съездов в качестве участников новогодних кремлевских елок! Таким образом, «Маленькому джигиту» пришлось выступать на самых престижных площадках Москвы: на сцене Большого театра, в Колонном зале, в концертных залах им. Чайковского и «Россия».
В 1978 году за блистательное выступление в праздничном концерте съезда ВЛКСМ коллективу «Маленький джигит» была вручена премия им. Мисоста Камбердиева.«Среди лауреатов премии еще не было столь юных» – писали в СМИ.
Первое зарубежное турне коллектива состоялось в 1972 году в солнечной Болгарии. Потом у «Маленького джигита» было много выступлений за границей: в Париже в 2002 г., на Днях Северной Осетии во Франции. «Джигиты представили Осетию в ЮНЕСКО» – такими заголовками пестрела европейская пресса. Послы из многих стран присутствовали на том памятном концерте. В 2005-м юные танцоры приняли участие в фестивале «Русская зима» в Лондоне, выступали перед мэром Лондона Кеном Ливингстоном и мэром Москвы Юрием Лужковым на знаменитой Трафальгарской площади. Сто тысяч зрителей были в восторге от коллектива и аккомпанировавшего ему гармониста Сослана Дзуцева. Оргкомитет признал тогда «Маленького джигита» лучшим участником фестиваля.
В 2006 году – выступление в Китае на Тяньдзинском фестивале, в 2007- м – гастроли в Швейцарии по приглашению руководителя ассоциации «Друзья Осетии в Базеле» Залины Гуриати. Дети сделали невозможное – расшевелили чопорную швейцарскую публику. Разбитые в кровь пальцы ног залечивались ночами. Никто не жаловался, ведь осетины – нация на носках. Ичиги – это не балетные пуанты: там нет пробки, перегородки, защищающей пальцы ног… Не каждый способен освоить танец на носках.
Дважды «Маленький джигит» получал главный приз конкурса «Надежды Европы» – «Хрустальный тореадор». Награды можно перечислять до бесконечности: лучший детский танцевальный коллектив года по версии журнала «Танцевальный Клондайк», лауреаты премии «Петрополь» и т.д. Самая дорогая награда для коллектива – Государственная премия им. Коста Хетагурова. За всем этим – колоссальный труд Таймураза Кокаева и его сподвижников. В первую очередь – его супруги Людмилы, урожденной Азиевой. Как они познакомились? По счастливой случайности. «Людмила приводила ко мне на занятия свою племянницу Фатиму», – вспоминает Таймураз.
Дочь Алина и сын Алан стали достойными продолжателями дела своего отца. Выпускница факультета международных отношений, Алина помогает отцу в организационной работе с коллективом. Сын Алан – блистательный танцовщик, талантливый хореограф, актер кино, управленец (самый молодой начальник городского Управления культуры Владикавказа за всю историю существования этой должности).
– Встреча с вами ознаменовала для нас самые интересные, счастливые минуты, часы и годы нашей жизни. Незабываемые 11 лет вы учили нас самому красивому и понятному языку – языку танца. С вами мы постигали мудрость и пластику народного танца, – пишут Таймуразу Кокаеву его воспитанники, которые сейчас живут и работают в Петербурге.
Свою творческую биографию в его прославленном коллективе начинали солистка ансамбля «Алан», а ныне известный врач Тамара Карсанова, солисты ансамбля «Лезгинка» Бойгар Авсаджанашвили и Олег Миткеев, солисты ансамбля «Иристон» Александр Мамсуров и Заур Акоев, худрук «Арта» Сергей Шавлохов, артист «Мосцирка» Сергей Мурадов, народные артистки РСО-А Марина Хутугова и Залина Хубаева… Список можно продолжать до бесконечности.
Невзирая на смену эпох, обстановку в стране и мире, Таймураз Кокаев всегда занимался любимым делом и оставался самим собой. 1 ноября 2016 года он отметил 55-летие профессиональной деятельности. С этой датой его поздравили представители республиканской власти. На открытой репетиции присутствовала министр образования и науки РСО-А Ирина Азимова, а глава АМС г. Владикавказа Борис Албегов вручил хореографу высшую награду города – медаль «Владикавказ – Город воинской славы».
«Сегодня за плечами у Вас тысячи благодарных учеников, десятки юных и талантливых звезд, которые вы зажгли победами в международных и российских конкурсах, – отметил в приветственном адресе Борис Албегов. – Благодаря Вашему неустанному труду и дару балетмейстера творчество возглавляемого Вами уникального ансамбля хорошо известно по всему миру. «Маленький джигит» восхищает своих поклонников колоритом и богатством концертных программ, непревзойденным мастерством, искрометным темпераментом и исполнительской техникой. Своим творчеством Вы выполняете одну из важнейших задач – это популяризация осетинской культуры, традиций и обычаев среди младшего поколения. Убежден, что и впредь Ваше стремление добиваться совершенства в каждой детали будет залогом долгой творческой жизни ансамбля, его новых успехов и достижений!»
Подготовила Мадина ТЕЗИЕВА
Источник: Газета "Владикавказ"