Экономисты озвучили проблемы строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс

Правительства Азербайджана и Грузии до сих пор не определились с тарифами, заявил Паата Цагареишвили. С момента принятия решения о строительстве дороги объем транзита грузов из Центральной Азии через Азербайджан упал, сообщил Тогрул Машаллы. Надежды на активизацию уже существующей железнодорожной ветки Карс-Гюмри не оправдались, отметил Джонни Меликян.

Как сообщал " Кавказский узел ", строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс началось в ноябре 2008 года. В 2009 году его прервали из-за переговоров по нормализации армяно-турецких отношений и возобновилось в мае 2010 года . Планировалось завершить строительство в 2011 году, затем сроки сдвинулись на конец 2014, затем - на 2015 год. В октябре 2015 года глава ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Губранов заявил о вводе дороги в эксплуатацию в ноябре 2016 года, однако в декабре запуск был перенесен на первую четверть 2017 года. Наконец, в феврале текущего года министр транспорта и коммуникаций Турции Ахмед Арслан заявил, что дорога будет сдана в середине текущего года .

В региональном офисе Фонда Генриха Белля в Тбилиси 26 июня состоялась дискуссия  "Баку-Тбилиси-Карс: что получат и в чем проиграют Грузия и Азербайджан, и почему исключена Армения?", передает корреспондент "Кавказского узла".

Несмотря на то, что дорога должна вскоре заработать, правительства Грузия и Азербайджана до сих пор не определились с тарифной политикой, заявил в ходе дискуссии грузинский эксперт, руководитель "Центра исследования транспортного коридора Паата Цагареишвили .

«Тарифы - важнейшей фактор для нового транспортного коридора», - отметил эксперт.

«Согласно первоначальному плану железная дорога Баку-Тбилиси-Карс должна была заработать в 2010 году. Тогда была надежда, что через эту дорогу пойдет нефть из Казахстана. Но сейчас ситуация изменилась. Казахстан сам перерабатывает большую часть нефти, произведенную в республике. То есть за эти годы эти грузы потеряны. Правительство Грузии должно решать, чем компенсировать эти грузы», - заявил Цагареишвили.

«Правительство должно работать, чтобы привлечь хлопок из Средней Азии, контейнеры из Казахстана и Китая. На строительство и реабилитацию железнодорожной инфраструктуры Грузия получила кредит порядка 800 млн. долларов. Для того, чтобы БТК вышла на прибыль, нужно чтобы по ней проходило ежегодно не менее 5 млн. тонн грузов», - заявил эксперт.

«В долгосрочной перспективе возможно привлечение российских грузов в Турцию и из Турции, кооперация незамерзающих грузинских портов с замерзающим портом Новороссийск, но пока этому мешают множество факторов», - считает Цагареишвили.

Грузинский эксперт отметил, что «железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс идеально отражает геополитическую обстановку в регионе». В то же время, по его словам, экономически прибыльным проект может быть только в долгосрочной перспективе, так как в течение ближайших 2-3 лет объем перевозок по дороге составит не более 3-5 млн. тонн.

Цагареишвили не исключил, что в результате задействования проекта может снизиться грузооборот грузинских портов Поти и Батуми. Компенсировать эти потери порты могут, осуществляя совместные инфраструктурные проекты.

Проект направлен прежде всего на укрепление связей Азербайджана с Турцией и Грузией, заявил в ходе дискуссии азербайджанский экономист Тогрул Машаллы .

По словам Машаллы, с экономической точки зрения реалии изменились с 2007 года, когда было принято решение о начале строительства БТК.

"Упал объем транзита через Азербайджан грузов из Центральной Азии в два раза. К тому же мощность обработки грузов в азербайджанских портах примерно 6 млн. тонн", - сказал Машаллы.

Азербайджанский эксперт также отметил, что успеху проекта Баку-Тбилиси-Карс может способствовать развитие транзита грузов из Ирана через Азербайджан к черноморским портам.

«Однако этому на данный момент мешает тарифная политика Азербайджана, которая невыгодна Ирану», - подчеркнул он.

Эксперт армянского Центра политических исследований НОФ "Нораванк" Джонни Меликян  в ходе дискуссии напомнил, что "Армения исключена из этого проекта". 

"Несколько лет назад, в период активизации армяно-турецких переговоров, появилась надежда на активизацию уже существующей железнодорожной ветки Карс-Гюмри, однако этого не произошло", - сказал Меликян.

Проект Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс является частью более грандиозного проекта по соединению железных дорог Южного Кавказа с Европой через Турцию. По программе развития железных дорог Турции построен подводный железнодорожный тоннель Мармарай под проливом Босфор в Стамбуле, обеспечивающий прямую связь с общеевропейской сетью железных дорог. В перспективе, с выполнением проектов скоростного сообщения, проект Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс станет частью железнодорожного скоростного коридора Европа — Кавказ — Азия.

 
По теме
Состояние здоровья арестованного в Баку журналиста Афгана Мухтарлы ухудшилось после похищения в Тбилиси и заключения под стражу, назначенные врачом лекарства от боли в сердце он не получает,
09.07.2017
Утверждения о том, что журналист Афган Мухтарлы был задержан в Тбилиси при участии правоохранителей Грузии, не соответствуют действительности, заявила Генпрокуратура Азербайджана.
14.06.2017
 
В Алагирском районе нашли пропавшего накануне шестилетнего ребенка - ГТРК Алания В Алагирском районе нашли пропавшего накануне шестилетнего ребенка. Как сообщает пресс-служба республиканского МЧС, мальчика обнаружили в районе пяти часов утра группа добровольцев и егерей.
17.07.2018 ГТРК Алания
Сотрудники  Росгвардии  приняли участие в благоустройстве спортивной площадки и территории Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце».
21.06.2018 Газета Слово
Гармониста из Осетии единственного с Кавказа пригласили на международный фестиваль «Играй, гармонь» - Газета Слово Студент 4 курса республиканского колледжа культуры Максим Габоев стал единственным музыкантом с Северного Кавказа, кого пригласили принять участие в пятом международном фестивале «Играй, гармонь».
16.07.2018 Газета Слово
Молодые литераторы Северного Кавказа съехались во  Владикавказ для совершенствования  своего писательского мастерства - Газета Слово Известные публицисты России и Зарубежья в течение трех дней во Владикавказе будут совершенствовать творческие  навыки  молодых литераторов Северного Кавказа в рамках XVIII Международного форума молодых писателей.
16.07.2018 Газета Слово
Заключительное выступление Валерия Гергиева и Мюнхенского филармонического оркестра в сезоне 2017/2018, состоится 14 июля, об этосм сообщает официальный сайт Мариинского театра.
13.07.2018 Газета Слово
Национальный государственный театр оперы и балета Северной Осетии сегодня презентует в Питере на сцене Мариинского театра оперу «Коста», в режиме онлайн постановку смогут увидеть зрители со всех уголков мира.
11.07.2018 Газета Слово
Федерация бокса России предупредила Усика о проблемах в случае срыва боя с Гассиевым - Газета Слово По словам генерального секретаря Федерации бокса России Умара Кремлева, срыв финального боя Всемирной боксерской суперсерии против россиянина Мурата Гассиева может повлечь за собой серьезные последствия для украинского б
16.07.2018 Газета Слово
Суд арестовал на 15 суток мужчину, выбежавшего на поле во время финальной игры ЧМ - Газета Слово  Хамовнический суд Москвы признал виновным и назначил 15 суток административного ареста лидеру арт-группы "Война" Петру Верзилову, выбежавшему на поле во время финального матча чемпионата мира по футболу,
17.07.2018 Газета Слово
В Алагирском районе нашли пропавшего накануне шестилетнего ребенка - ГТРК Алания В Алагирском районе нашли пропавшего накануне шестилетнего ребенка. Как сообщает пресс-служба республиканского МЧС, мальчика обнаружили в районе пяти часов утра группа добровольцев и егерей.
17.07.2018 ГТРК Алания
Жители  11 линии поселка Заводской, которых уже многие  годы беспокоит проблема отсутствия воды, сообщили газете «Слово», что на данный момент их ситуация с водоснабжением решена.
16.07.2018 Газета Слово