Обращение к православным истокам и основам духовно-нравственного воспитания российское законодательство нам позволяет. Наше государство является светским в том плане, что церковь от него отделена. При этом каждому гарантируется свобода совести. В преамбуле закона о свободе совести и религиозных объединениях уже признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон вводит представление о двух уровнях рассмотрения духовных и культурных проблем: первый – уровень всей России, где православие признается государствообразующей и культурообразующей конфессией (федеральный уровень), второй уровень – уровень регионов России, где следует говорить не только о православии, но и о других конфессиях как части исторического наследия. Эти положения конкретизированы в Законе об образовании, согласно которому система образования опирается на национальные, региональные культурные традиции.
Необходимо особо подчеркнуть, что речь не идет о призыве к всеобщему православному воспитанию. В современном секуляризованном обществе мы можем лишь привлечь внимание педагогов виспользованию в процессе воспитания духовных и нравственных основ православия.
Обращаясь к православному воспитанию, мы следуем принципу исторической преемственности, заключающемуся в опоре на традицию российской педагогической практики, на труды крупнейших представителей отечественной философской и педагогической мысли – И.А. Ильина, С. Соловьева, К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, протоиерея Василия Зеньковского.
В контексте решения указанной проблемы в ноябре текущего года в Северо-Осетинском государственном университете имени Коста Левановича Хетагурова планируется проведение Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный опыт народа и православная педагогическая культура как основа воспитательного идеала» (организуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017»). В контексте постановки проблемы ранее в СОРИПКРО был проведен научно-практический семинар « Духовно-нравственное воспитание в аспекте православной педагогики», на котором педагогические работники системы общего образования РСО-Алания обсуждали вопросы сути и истоков кризиса отечественной системы воспитания; сущности и структуры процесса воспитания; смысла, сущности и цели воспитания в контексте православной педагогической культуры; принципов воспитания; теоретико-методологических основ духовно-нравственного воспитания в контексте православной педагогической культурной традиции; места духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования.
В работе семинара также приняли участие представители органов государственной и муниципальной власти РСО-Алания, видные российские ученые из высших учебных заведений РСО-Алания и духовенство.
Особенный интерес у участников семинара вызвала проблема взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания личности светской и православной педагогики: точки их схождений и различий, особенно в понимании свободы личности, воспитательного идеала и др.
Участники семинара пришли к выводу о необходимости более активного использования в процессе воспитания духовно-нравственного опыта народа и достижений православной педагогики, насчитывающей более чем тысячелетнюю традицию; в воспитании ориентироваться на высшие, непреходящие ценности, не подверженные влиянию времени, на высшую цель в жизни. При этом необходима опора на семью как главный институт воспитания, а также включение духовно-нравственной составляющей в другие сферы образования, в частности, в СМИ.