К вопросу происхождения этнонимов «ирон», «дыгурон-дигурон»

По сегодняшний день нет достоверных и убедительных расшифровок, приведенных в названии статьи этнонимов, особенно «дыгурон-дигурон».

Синонимизация «ирон» и «арион» малоубедительна, поскольку прослеживается тенденциозность рассмотрения вопроса в ключе его причастности к чему-либо «престижному, великому» (арийцы) и т.д. и т.п., и это явление больше имеет политическую, нежели научную основу. Во всяком случае, автору неизвестна глубокая лингвистическая экспертиза на предмет этого соответствия.
Оговорюсь сразу, пресекая тем самым иллюзию окончательного решения вопроса генезиса, то, что последует ниже, - рабочая версия, правда, основанная на той аргументации, которая не или, почти, не вызывает сомнении.
Итак, если по поводу этнонима «ирон» есть предположение определённой направленности, хотя бы «престижного» акцентирования, то «дигурон-дыгурон» особым вниманием не удостаивался.
В то же время расшифровка этих этнонимов является ключевым моментом в процессе поиска отправной точки нашего осетинского генезиса.
Ничто так убедительно не доказывает историческое происхождение как самоназвание народа. Это тот путь от родника до большой воды, который может привести к истине.
«Ирон» и «дигурон» -это самоназвания этнико-диалектальных образований внутри осетинского народа.
Разумеется, это не хаотично собранные звуки для образования слова. В каком-то прошлом; близком, либо далёком, а есть подозрение, что это второе, люди могли идентифицировать себя с гео- ландшафтным признаком, тотемным знаком и т.д. и т.п. ... в нашем случае - это то, что имеет физическое свойство-движение ассоциативно тяготеющее к скотоводству, в прошлом-охоте.
Абстрагируясь от современного осетинского языка, можно предположить, что, т.к. осетинский входит в иранскую группу языков, та, в свою очередь в индо-иранскую (арийскую) составляющую индоевропейской семьи (Ие), которая, далее, есть одна из шести (афразийская (семито-хамитская) (АА), дравидийская (ДР), картвельская (КАР), алтайская (АЛТ), уральская (УР) языковых семей ностратической макро-семьи, то объяснение расшифровки нужно искать в рамках вышеперечисленных групп, семей и т.д. Для сложения объективной картины приведу подборку из словаря ностратических слов Аллана Р. Бомхарда: «№233(gur) «Выделяться, выступать, выдаваться»(Ие, Кар., АА)№ 170(s(y)ir) «Вить, вращать, стягивать, вязать, лента, верёвка, любой предмет, похожий на верёвку» (Ие, АА, Алт, Шум)№239 (gur) «Вращать, вить, обманывать, завёртывать, скалывать» (Кар, АА, Ур, Алт, Шум), №235(gur)«Грохотить, реветь, рычать, журчать»(Кар, АА, Ие, Др, Алт) , №593(?ur) «Двигаться быстро, спешно, приводить в движение»(Ие, АА, Др),№146(d(y)i) «Указательная основа(АА,Ур)». стр.1
Разумеется, кое для кого, обычных любителей истории, хронологическая глубина существования ностратических родов, а это 12000-16000 лет, окажут головокружительное воздействие пограничное с чем-то фантастическим, но для специалистов компаративистики (сравнительно-историческое языкознание) - это уровень обычного рабочего состояния
В своей статье «Осетинские бор, бырын, бырон как показатели геолокализации ностратической макросемьи», мною было указано на распространение данной макросемьи с севера на юг палео- мезолитических культур свидерской, аренбурской и др. традиции, ввиду наступивших сильных холодов в Позднем Дриасе (10730 9700±99гг. до н.э.) и по этой причине случившихся, миграции животных, в основном северных оленей , а за ними и охотников на юг, юго-восток и восток.
Следами такого «броска» на юг археология предполагает Тахунийскую археологическую культуру на Ближнем Востоке, достаточно идентичную Свидерской арх.культ.(север Центральной Европы), поэтому, очень даже может быть, появление афразийского и картвельского (возможно, и дравидийского) на Ближнем Востоке и Малой Азии неслучайным.
Что же касается индоевропейцев, то в последнее время идёт склонение учённого мира, в том числе и самого автора, относительно их локализации в сторону циркумпонтийского (Новоэвксинское озеро - Черное моря) распространения.
Вторая по численности макросемья - сино-кавказская. Нелишне будет ознакомиться с ее составом: баскский (Пиренейский п-ов), бурушаски (Пакистан), енисейская языковая семья (Сибирь), языковая семья на - дене (Северная Америка), северокавказская языковая семья (абхазо-адыгская и нахо-дагестанская), сино-тибетская яз.семья.
Есть ещё исчезнувшие, но оставившие след в историографии языки этой же макросемьи: хурито-урартские (алародийские) языки, близкие к нахо-дагестанским, хаттский - близок к абхазо-адыгской (ашуйской), этрусский, иберский, шумерский, кутийский, пиктский и мн.др.
Хотел бы, на уже зародившийся к этому моменту, вопрос читателя о лавинообразно подающейся информации и дать возможность себе объясниться; приводя выше слово «нелишне», прихожу к мысли, что без данного краткого предварительного «ликбеза» невозможно усвоить то, что последует далее, ну, разве что его поймут учённые, трудящиеся в формате узкой специализации, а пожелание автора- расширить границы возможностей для восприятия его(статьи) боле обширной аудиторией.
Далее, проведя обзор периода верхнего палеолита-мезолита сделаем предварительные выводы и геоэтническое целеуказание нашего исследования: например, кем могли быть прапредки вышеобозначенных этнических единиц («иронцы», «дигорцы»), если брать вышеуказанный хронологический срез-это касательно «этно», а, что касается «гео»,то это Центральный и Севера-Западный Кавказ, где шла аккумуляция процессов по зарождению поэтапного культурно-этнического базисного поля, которое в дальнейшем вбирало в себя и обогащалось иными культурными традициями и генетическим материалом, но при этом не теряя своей базисной идентичности.
Примерно в такой логической последовательности оказывается путь от рода до нации.
Однако вернёмся к нашим изысканиям. «Новейшие исследования показывают, что распространение культуры верхнего палеолита на Кавказе начиналось ~40 тыс. л. н. (После взрыва супервулкана «Флегрейские поля» (Италия) и Казбека. Прим.авт.) вместе с миграцией в этот регион с более южных территорий Западной Азии(видимо, из современного Леванта)новой биологической популяции-Homo sapiens».
(Е. В. Дороничева «Расселение Homo sapiens и межрегиональная мобильность в раннем верхнем палеолите Кавказа и Леванта стр.223)
«На Центральном Кавказе разнообразные предметы, относящиеся к позднему палеолиту, обнаружены в двух гротах у сёл Лашкута и в нескольких места близ сёл. Жан хотеко в Кабардино-Балкарии, а также на стоянке Явора недалеко от сёл Маруха в Карачаево-Черкесии, в гроте Шау-Легет около сёл Дзивгис в Северной Осетии и др. Как и другие памятники предшествующих периодов каменного века, памятники позднего палеолита гораздо чаще встречаются на Северо-Западном Кавказе, где природно-климатические условия были более благоприятными... Эти и другие археологические материалы свидетельствуют о том, что на данной территории сформулировались довольно развитые черты своеобразной археологической культуры, названной Губской, которая стала зарождаться ещё в предшествующую эпоху. Причём Губская культура проявляет определённые признаки сходства с поздно-палеолитическими культурами Закавказья и Передней Азии».
(Чеченов И.М. «Краткий очерк первобытной археологии Северо-Западного и Центрального Кавказа (Каменный век и энеолит)» стр.9)
Дальнейшие события покажут, что запад Северного Кавказа является неким импульсантом передовых культурно-технологических построений с их дальнейшими распространением на восточную часть.
Теперь, что касается миграционных волн в обсуждаемый период (верх. Палеолит-мезолит), то прямых фактов, указывающих на экспансию ностратических и сино- кавказских родов (племён), в фазе их недифференцированного состояния, нет, но есть, скажем, косвенные показатели миграции с севера- это наличие нордических(кроманьёнских) признаков:«Не отрицая древности кавкасионского типа на Кавказе Г.Ф. Дебец отметил аналогии ему в древнем широколицем и матуризованном (Лат.maturus-зрелый, массивный)населении Восточно-Европейской равнины и более северных районов вплоть до Скандинавии и высказал мысль о возможности проникновения предков представителей кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.
В качестве второго аргумента в пользу этой возможности рассматривался факт более светлой пигментации в кавказских группах по сравнению с другими кавказскими народами «(В.П.Алексеев «Происхождение народов Кавказа»стр. 135)
Очень может быть, что до предполагаемого прихода вышеназванных макросемей, на Кавказе уже существовал или существовали иные автохтонные макросемьи языков. Наличие у жителей Кавказа древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы F, также, является показателем верх. палеолитической миграции, а I-проникновение на которое, возможно, указывал Фебец.

В пользу этого говорят слова, приведённые В.И. Абаевым в им же изданном труде («Этимологический словарь осетинского языка»), и которым учёный не смог дать, на мой взгляд, уверенного толкования по их происхождению.
Zæj«лавина»,k`æj«плитняк»,suk`i«серна»,c`iti/c`ete«ледник» и др.
Может поддержать данный тезис и то, что во всех языках Кавказа, независима от их происхождения, есть наличие смычно-гортанных звуков хъ, пъ, чъ, и т.д.
По мнению лингвиста из университета г.Майами (СГИА) Кэйлеби Эверета - это результат долгого проживания, не одно тысячелетие, в горной местности, где голосовой аппарат автохтона, соответственно, адаптируется под имеющийся дефицит кислорода.
Как география повлияла на звучание языка» NHCOHMI.RU)
Предлагаю, для удобства, назвать предполагаемый субстрат - Гипотетической Кавказской Макросемьёй (ГКМ),которое может явиться целью для будущих исследований в соответствующей области и может быть подтверждено или опровергнуто.
Ниже мы ещё вернёмся к этому вопросу, а сейчас, делая итог вышесказанному, нужно отметить, что в конце мезолита, перед переходом от присваивающего к производящему хозяйству в западной части Северного Кавказа сложилась ситуация определенного демографического максимума (о чём мы говорили выше),что могло создать предпосылки для перехода к примитивному земледелию и скотоводству. Что собственно впоследствии и произошло, но как?
Достоверных данных, на предмет независимого авторства перехода к земледелию и скотоводству палеоаборигенным населением Северного Кавказа нет, поэтому, появление его в регионе будем рассматривать как технологическую интервенцию, связанную с миграционной волной.
Из научной литературы известно, что производящее хозяйство уже в IX-VII тыс. до н. э. утвердилось в Малой Азии на Ближнем Востоке и т.д. К тому времени у носителей ностратического и сино-кавказского круга наметились признаки распада. Выделяются языковые семьи. Двум из шести ностратических (индоевропейская, картвельская) и трём (северокавказская, хиррито-урартская яз. семьи, хаттский) сино- кавказским, суждено было обозначить своё присутствие на Кавказе.
Но кого включить в состав «интервентов» производящей экономики, кто после ГКМ «оккупировал» Северный Кавказ. Так вот, если циркумпонтийский охват (Новоэвксинское озеро), черезполосно, был освоен как ностратами с севера «около середины IX тыс. до н.э. холода стали усиливаться , вымерзали редкие лесные массивы, уничтоженные потом пожарами. Ледник приближался к Карпатам (Ложек,1971,стр.109-112). Свидерцы (ностраты. прим.авт.)отходят в Закарпатье (Чихлец-Скауне), а затем к Дунаю (Великие Славков-Зализняк, 1989,стр.18-19,рис.5). С этого момента свидерцы перешли Дарданелы, начинается малоазиатский древнейший этап собственно праиндоевропейской истории (В.Сафронов ,Н.А.Николаева «Карпито-Полеская прародина евразийцев, обособление западных евразийцев (ранних праиндоевропейцев ) и их миграция в Анатолию (X-IXтыс. до н.э.)» стр.6/35-7/35),так и сино-кавказсцами с юга ,но, как известно -это географическое направление -местоположение(юг) и дал экономико стр.4 техногическую трансформацию, поэтому, вышеуказанный демографический прессинг (Губская культура) вкупе с приходом новизны и дал всходы земледелию и скотоводству. И здесь чаша весов склоняется в сторону представителей сино-кавказской семьи.
К тому же усиление миграционного давления со стороны родов (племён) сино-кавказского круга могло произойти после прорыва Босфора(со стороны Средиземного моря),примерно, 7,5тыс. лет назад и заполнение акватории до его современного состояния(образование- Чёрного моря).Затопление больших площадей, дополнительно, могло способствовать этому движению.
В плане, утверждения во мнении, приведём выдержки из диссертационного труда Касьян А.С.«Клинописные языки Анатолии (хаттский, хурито-урартские, анатолийские проблемы этимологии и грамматики» «8-2-2 Сев.-кавк. праязык обладает наиболее богатой фонетической системой среди известных сино-кавк.(пра)языков».«Сино-тибетский, енисейский, бурушаски, баскский и на-дене демонстрирует явные морфологические следы контактов с соседними несино-кавказскими языками. Всё это должно указывать на то,что сев.-кавк. праязык имел минимальные контакты с несино-кавказскими диалектами и относительно короткий миграционный путь от сино-кавк. прародины к современному ареалу сев.кавк. языков»
«8.2.3. Карта последовательных стадий распространения медных и бронзовых артефактов, составленная Е.Черных, ясно демонстрирует, что 7-4тыс. до н.э. путь с Ближнего Востока в Европу шёл на Балканы через Западную Анатолию и Босфор, не через Северный Кавказ» (стр.178)
То есть, представители син.-кавк. макросемьи выйдя из предполагаемой прародины (Сирия или Загрос) и пройдя через Малую Азию, Балканы проникли на Северный Кавказ и это могло быть в пределах от VII-IVтыс. до н.э.
Мы видим в обозначенный период масштабную сино-кавказскую , лингво-этническую экспансию как на Северном Кавказе, так и в Закавказье.
На Северном Кавказе - это Майкопская культура, которую «...можно разделить на три фазы энеолитическая культура Мешоко (4500- 3850 до н.э.), майкопская культура (включающая Майкопский курган и связанные комплексы;3850-3300 до н.э.) и продолжающая её новосвободненская культура(3300-2500 до н.э.),...»(А.С.Касьян«Клинописные...» стр.180)и «Куро-аракская культура- археологическая культура, существовавшая около 4000-2200гг. до н.э. на территории Северного Кавказа, Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока» (Википедия)
Появлением в восточной части Северного Кавказа лингво- культурных отличий внутри северо-кавказской языковой семьи способствовала миграция куро-аракцев в район современного Дагестана и восточной части Чечни.
Разумеется, мы не будем концентрировать своё внимание на перепитиях восточно-кавказского генезиса нахо- дагестанских народов, но одну особенность, имеющий обще кавказский характер, должны отметить «сопоставляя характерные черты этнической истории Восточного и Западного Кавказа, мы не можем обойти вниманием одну очень важную закономерность: в то время, как приморская низменность с древнейших времён служила надёжным путём свободного передвижения людей и связывали этнокультурный мир Юго-Восточной Европы, горные районы Кавказа играли роль известного аккумулятора иноэтнических элементов. И это понятно: стр.5 труднодоступные ущелья, особенно Дагестана горной Чечни(Как и соответствующие районы Осетии Кабардино-Балкарии прим.авт.),отсутствие оживлённых путей сообщения, мощные горные потоки-всё это отнюдь не способствовало внутренней миграции населения, стимулировало его прочную оседлость.
Не последнее место сыграла в этом необходимость затраты огромного труда на освоении земледельческих угодий, на их сохранение во время дождей и лавин. К этому надо добавить трудоёмкость устройства террасированых и орошаемых систем. Это особенно выражено в Дагестане и на Центральном Кавказе»(Я.А.Фёдоров «Историческая этнография Северного Кавказа»стр.36)
Собственно, поэтому, люди равнин, только в крайней необходимости, в силу каких-либо политико-экологических катаклизмов, уходили в горы.
Ещё добавим, что:»Попадая в условия горных районов немногочисленные группы пришельцев были вынуждено ассимилироваться под влиянием местного населения, гораздо лучше приспособленного к столь необычным условиям жизни»(Я.А.Фёдоров «Историческая...»стр.36)
Последовательность вышеприведённых событий и причин привела к тому, что единая северокавказская языковая семья распалась на абхазо-адыгскую и нахо-дагестанскую языковые группы.
С ассимилирующей силой горцев можно согласиться только в случае, когда речь идёт о «немногочисленных группах»,но когда величина мигрантов значительна или более того, несёт что-либо техно и культурно передовое, то идёт обратный процесс и в роли ассимилируемых (языковой аспект) оказываются автохтоны.
Разумеется, помимо сино-кавказцев, почти, примерно, в то же время обнаруживаются и следы представителей распадающейся ностратической макросемьи, в частности, на Северном Кавказе- это индоевропейцы.
«Однако не только древняя географическая карта Таманского полуострова, но и топонимика Западного Кавказа свидетельствует о раннем и достаточно длительном присутствие в регионе индоевропейцев, которых, вероятно, следует отнести к арийцам.
Названия гор и рек говорят о том, что в районе от Архыза, Красной Поляны, включая побережье Большого Сочи, до Хадыженска долгое время проживало индоевропейское население»(Н.А. Тернавский «Индоевропейские изоглоссы в топонимике Кавказа»стр.15)
Конечно, можно допустить, что ещё до IV тыс. до н.э., а это примерное время распада единой индоевропейской общности, его представители проникали вглубь Предкавказья, но это, более достоверно, за будущими исследованиями, мы же будем орентироваться на отделившуюся, от основной массы, часть индоевропейцев- индоиранскую (арийскую).
Теперь, когда краткий «ликбез» почти завершён, коснёмся нашего главного вопроса по поводу происхождения этнонимов «ирон» и «дыгурон-дигурон»
Напомню, что предположенное ниже, рабочая версия.
Но, прежде чем перейти к изложению вопроса, опять же в плане «ликбеза», рассмотрим такой немаловажный, на мой взгляд, момент, как взаимоотношения, в аспекте оппозиций, земледелец-скотовод. стр.6
Постоянное передвижение, суровые условия быта, враждебное окружение делали из скотовода-кочевника труженика-воина.
Обладая большим свободным временем, в отличии от земледельца, и в силу особенностей данной профессии, скотовод-кочевник, помимо торговли со своим партнёром -оппонентом(земледельцем),в ходе которого он приобретал необходимые ему материальные ценности, он же, при создавшихся определённых условиях(засухи, падеж скота и т.д. и т.п. прибегал к своим военным навыкам для силового решения своих, вдруг создавшихся, проблем.
Кочевая элита, часто, провоцировала войны с целью банального грабежа, облагала данью, а в отдельных случаях, вторгаясь в пределы земледельческих племён и народов возглавляла эти этногосударственные образования входя в состав их руководящих слоёв.
Именно о такой социальной стратификации майкопской культуры, на мой взгляд, и семитской атрибуции его элиты, идёт речь в книге В.А.Сафронова «Индоевропейские прародины».
В плане аргументации приведём цитаты, причём не нарушая очерёдности изложения их в части III главы 14 вышеназванной книги:
1.«Семитские заимствования в восточные и.е.(индоевропейские) языки хорошо объясняются в свете семитской майкопской культуры, поскольку последняя генетически связана с культурой Тель-Хуэйра, однотипной с культурой калициформной керамики государства Эблы. Связь их материальной культуры свидетельствует, что семитский язык майкопских мигрантов должен быть близок к эблаитскому, т.е. западносемитского» (стр.1/14 интернет версия книги)
2. «Миграционный характер появления металлокомплекса Майкопа на Северном Кавказе представляется однозначным, поскольку уже давно многие исследователи обращали внимание, что в памятниках, предшествующих майкопским на Северном Кавказе, нет практически металла, а тем более прототипов сложнейших форм металлических предметов Майкопа. Разночтения в этом вопросе объяснялись неисследованностью северо-кавказского энеолита. В настоящее время уже лучше известны памятники, предшествующие Майкопу. Они достаточно однородные и составляют предмайкопский хронологический горизонт. Культурная ориентация этого горизонта указывает на регион к северо-западу от Северного Кавказа. Этот горизонт связан с доямным горизонтом в Предкавказье, Подонье и Поволжье. Многие исследователи сходятся во мнении о среднестоговско-хвалынской атрибуции этого горизонта» (стр.3/14)
3. «Майкопская культура была сформирована в районах Средне и Верхней Месопотамии и принесена на Северный Кавказ выходцами из районов Харрана, которые находились в сфере влияния государства западных семитов - Эблы. Импульсом к подвижности населения Тель-Хуэйры было разрушение её Саргоном и устойчивая направленность интересов династов Аккада на запад. Миграция была единовременной и быстрой: имеются слабые следы передвижения в Закавказье (Береклдееба и др.). По Северному Кавказу носители семитской (майкопской) культуры продвинулись от моря до массива гор Дагестана. Они вышли в степи Предкавказья и Причерноморья, достигнув Поднепровья, вошли в контакт с индоевропейскими культурами новосвободненской, кеми-обнинской, нижнемихайловской» (стр.13/14)
Но была ли причина только в политическом тектонизме? стр.7
«Согласно заключению экспертов по археологии Ирака тысячелетие между 3500 и 2500 до н.э. было необычно влажным, более влажным, чем любое последующее.
Многолетние раскопки в Уре, Кише, Шурупаке(Фара) показали неоднократное прерывание культурных слоев следами мощных наводнений, никогда не встречавшихся ранее(Crown,1972)»
«Во время долгого правления создателя империи Саргона (2316-2261 гг.до н.э.)страны «плодородного полумесяца» несомненно испытывали давление вековой засухи»
(В.В.Клименко «Климат: непрочитанная глава истории» стр.51,95)
Но, если, залитые водой луга- это не совсем плохо для скотоводов и не очень хорошо для земледельцев, то засуха одинаково плоха и для тех и для других. Саргона терпеть можно было, засуху- нет. Настало время вернуться к списку слов из словаря Бомхарда.
Именно с семитами, скорей всего нужно связывать корневое слово «gur», где первая буква (g)- это возможный показатель диалектического отличия афразийской ветви ассоциативно объединившего производные от обозначенного физического действия(явления) - движение(ur), выше мы их перечислили. Например еврейское гурий - львёнок, который и двигается, вращается (gur) и рычит (gur). Много имён и фамилий: Бен-Гур, Гурам, Гурин, Гурамишвили, Гуриев и т.д.
Приход в Закавказье тоже не осталось без этого определителя, выразившийся в топонимике; Гурия, (гурийцы) в Западной Грузии, город Гори- осетинский эквивалент Гур.
Другое, предполагаемое диалектальное отличие- это «s(y)ir», который является иным этническим показателем (индоевропейцы), например, в осетинском «сурын» -догоняет или «сир» определённый вид каши, которую во время варки всё время надо перемешивать, «сирæг бæх»-иноходец (порода лошади).Есть и этническое название «сираки»(одно из сарматских племён)
Есть самоназвание осетин-«ирон» который автор связывает с определённым племенем в среде индоевропейцев, например, индо-арийского круга.
Скорей всего, поэтому, и идёт путаница и увязка «ирон» с «арион» и дальше - «аллон».
«Для этнонима a/aria- предполагается возведение к индоевропейской форме ar-i-o-отраженной, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire«знатный,«свободный» и др.-сканд.(рунич.) arioster «знатнейший». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских(арийских ) народов помимо значения «благородный» имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей»)окружающим чужим народам- др.-инд.anarya, авест.anairya- «не- арий», «Чужак» (Википедия стр. 2/7)
При внимательном прочтении вышесказанного, читатель улавливает парадоксальность ситуации, когда выделившаяся часть индоевропейцев (индо-арии или индо-иранцы), с одной стороны, продолжая абстрагироваться, в плане самоидентификации, от рода деятельности, сводя его , ассоциативно, с физическими действом-движинием (ir-sir-syr), а с другой стороны, в то же время, есть иной само- идентификационный указатель -aria(«знатный», «благородный» и т.д.), но, как понимаем, это, уже нельзя увязать с физикой, это аспект социально-психологического порядка.
В стратифицированном обществе, где её части (возможно отдельный этнос)были даны, а возможно инициатива исходила от неё самой(как более сильной), привелигированные полномочия в плане идеологического наполнения общественного сознания тем стр.8 стабилизирующим моментом, целью которого поиск формулы общежития, которая исключает структурные изменения не угрозой применения репрессий, а за счёт психологической адаптации к выстроенному правопорядку- табуированию.
То есть, подводя итог вышесказанному, арий и ирон не проявляют признаков синонимичности.
Приходится удивляться договороспособности обитателей Северного Причерноморья живших в конце IV-начале III тыс. до н.э.
«Трудно сказать, как отделялась принадлежность людей к той или иной варне первоначально, при обращении в арийскую веру: индивидуально или в зависимости от принадлежности к тому или иному этносу. Но можно определенно сказать, что на роль кшатриев более всего подходили степные охотники и скотоводы, а трипольцы (Трипольская арх. культ. прим.авт.)- на роль вайшьев. Лесные же собиратели ,бораты, не стремившиеся ни к богатству, ни к власти, при соответствующем обучении подошли бы на роль браминов. Не случайно наследников гиперборейских жрецов называли Бореадами».
«Конечно, при принятии арийской религии каждый из трёх этносов должен был в чём-то изменится и чем- то поступится .По гуманистическим принципам арийская религия была близка к христианской. Она осуждала насилия и убийства не только людей, но даже животных...»(Виктор Янович «Золото скифов»стр.16)
То есть с принятием этой идеологеммы общество с глубокой этно и социально стратифицированностью в пределах Северного Причерноморья достигло определенного умиротворения, но до того момента пока: «Максимум засушливости на юге Восточно-Европейской равнины приходится на 2200-2000гг. до н.э. В этот период климат был очень сухим, особенно Центральной Европе»(«История неурожаев и погоды в Европе. Глава 1 История неурожаев и погоды в Европе в древности».С.И.Бараш стр.2/19)
Климатические изменения, особенно в древности, приводили к социально-этнической дестабилизации. Итогом служили; или переориентация хозяйств или дальние миграции, чем собственно и закончилась эта северо-причерноморская климатическая эпопея.
Часть индо-ариев оказывается в западных районах Северного Кавказа, но основная уходит в сторону Южного Урала (Синташта, Аркаим)
Позже, при экспансии с Южного Урала на юг(Индия) и юго-запад (Ближний Восток) идеологическая доктрина трансформируется и приобретает черты этноназвания - арийцы, чего не скажешь о тех, кто «завернул» на запад Северного Кавказа и в плане самоидентификации проявили консерватизм в самоназвании (siron, iron)
Теперь о «указательной основе- d(y)i». Не могу утверждать, что в семитском мог быть этот префикс, который с корнем gur эквивалентен слову кочевник.
Можно догадываться о пёстром социальном составе мигрантов из Ближнего Востока, но то, что основную ударную часть составляли скотоводы-кочевники, вряд ли приходиться сомневаться, т.к. в последующие исторические времена, вплоть до Чингизхана (и дольше) это (вторжение кочевых народов)повторялось многократно.
И что этот «поход» во времена Саргона не был первым можно догадываться исходя из целенаправленности данного действа. стр.9
«Поэтому не исключена вероятность, что миграция будущих майкопских племён имела плацдарм на Южном Кавказе(напр. Гурия прим. авт.).В долины Терека и Кубани пришли племена уже прошедшие адаптацию в среде местного кавказского населения позднего энеолита Закавказья» (Кореновский С.Н. «Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско -новосвободненская общность проблемы, внутренней типологий и символики погребальной практики»2001г.10/2)
«Феномен резкого возникновения майкопской культуры более важен для нас. Современное радиоуглеродное датирование переносит майкопскую культуру из IIIтыс. до н.э.(традиционная датировка в начало IVтыс. до н.э. т.е. в переходный период между поздним Убейдом и ранним Уруком(Kohl 2007:73) или, скорее раннеурукский период.
Очевидно, что майкопская керамика весьма схожа с керамикой фазы AmuqF культур южной Анатолии и Северной Сирии . Период AmquF сейчас считается хронологически совпадающим с майкопской культурой: 3850-3000 до н.э.(Lyonnet 2007 a:13,Kohl 2009:248)(А.С.Касьян «Клинописные...»стр.181)
В подтверждении вышесказанному, можно привести ещё такой пример, название древней Грузии-Иберия, Эбрели по-грузински это еврей, корневое «эбр»-коррелирует с «эбла», где, в плане фонетических заимствований , «л»- меняется на «р»
Если перейти на современную терминалогию, то Майкопская культура (цивилизация) федеральное образование племён северо-кавказской языковой группы и индоевропейского круга, где элитные позиции занимали семиты (digur)
В дополнение к вышесказанному: «Майкопская погребальная практика отражает развитый полиритуализм. Она реагировала не только на культовые верования, но и на социальные градации в обществе! Её обрядами и инвентарём выделяются захоронения с майкопской «элиты общества» (Кореневский С.Н. «Древнейшие земледельцы...»стр.11/22)
В начале II тысячелетия происходят климатические изменения в сторону увлажнения: «Эта схема предполагает гумидные условия климата в VI тыс. до н.э. , аридный цикл в V тыс. до н.э., в , цикл увлажнения в IV,иссушения климата в III и новый цикл увлажнения отмеченный , по меньшей мере, для аридного пояса Европейской части Евразии с начала II тыс. до н.э.» (Ш.Н.Амиров « Месопотамско-Кавказские связи IV-III тыс.до н.э. в свете климатических флуктуации «стр.9)
«Финал майкопской культуры отчасти был связан с глобальной экологической катастрофой...Климат в Предкавказье резко изменился в сторону большого похолодания и увлажнения. Пришла пора зим со снегом. Майкопские племена уже не смогли адаптироваться к новым условиям. Их основы хозяйственно-культурного типа были подорваны.(Кореневский С.Н. «Древнейшие...» стр.12/22)
Большой снежный покров создает огромные проблемы для скотоводов и тогда возникает крайняя необходимость в зимних пастбищах. Как известно, на Северном Кавказе зимние пастбища находятся в его восточной части. В то же время можно назвать ещё одну причину смены направления движения -это:«...высказана В.И.Марковиным, который полагал, что по крайней мере, одну из причин расселения майкопских племён на восток следует усматривать в проникновении в Причерноморье и предгорья Северо-Западного Кавказа племён- носителей дольменной культуры. Они могли потеснить майкопские племена . Это ближе к истине: стр.10 позднемайкопских памятников нет в ареале дольменной культуры. Что же касается Новосвободненских курганов, относящихся ко второму этапу развития майкопской культуры, то наличие в них своеобразных дольменов может свидетельствовать о каком-либо периоде сосуществования на Западном Кавказе майкопцев с носитеями дольменной культуры» (Я.А.Фёдоров «Историческая этнография Северного Кавказа «стр.29)
Итак, в виду климатических изменений происходит деграция экономики майкопцев, что отражается на его лидирующей составляющей и в конце концов его замещением скорей всего, в этническом смысле, представителями иной культурной экспансии- пост индоевропейскими племенами (siron)
Обычно «проигравшая» сторона, на Северном Кавказе, искала прибежище, уходя в горы!
Мы можем предполагать, что такую короткую миграцию могли совершить носители этнонима digur, которые в последствии изолировались в условиях высокогорья. Возможно в последствии, они же, сменили язык, при сохранении своего этноназвания, добавлю к нему индоевропейский суффикс «on»-«diguron».
Прорыв изоляции, или как бы сейчас выразились, информационной блокады», состоялась только в VII в н.э.: «В армянской географии»(VII век) среди племенных названий встречается этноним ашдигор- принято считать, что это упоминание дигорцев» (Википедия), но к тому моменту вряд ли кто помнил или знал о его происхождении.
Таким образом , нами отслежен путь от палео- мезолитического «ur», имевший значение, возможно, возгласа- движения у охотников тех времён, при ещё относительной языковой монолитности ностратических родов(племён?) до их диалектического дробления(АА-«gur»,Ин-«s(y)ir»), а затем с суффикс- префиксальными дополнениями(«di», «on»), став, с начала определителем специализации для части производящего сообщества(семитских и индо-иранских скотоводов-кочевников), а позже эволюционировав в этноназвания.
Асланбек Бязыров

 
 
По теме
Поздравление Главы Республики Северная Осетия-Алания В.З.Битарова с Днем медицинского работника - Администрация РСО-А прямая Уважаемые работники здравоохранения Северной Осетии! Поздравляю вас – представителей самой гуманной профессии – с праздником – Днем медицинского работника!
18.06.2018
 
Поздравление Главы Республики Северная Осетия-Алания В.З.Битарова с Днем медицинского работника - Глава Республики прямая Уважаемые работники здравоохранения Северной Осетии! Поздравляю вас – представителей самой гуманной профессии – с праздником – Днем медицинского работника!
15.06.2018
ОНФ в Северной Осетии взял на контроль переселение из ветхого жилья в ... - ОНФ в Северной Осетии В рамках мониторинга реализации программы переселения из аварийного и ветхого жилья активисты Общероссийского народного фронта в Северной Осетии посетили два многоквартирных дома на улице Гагарина, 20,
15.06.2018
 
Суд примет решение об открытие «Глобуса» и закрытых павильонов «Центрального рынка» не раньше понедельника - Газета Слово Решение об открытии торгового центра  «Глобус» и вещевых торговых рядов «Центрального рынка», закрытых из-за нарушения норм пожарной безопасности будет принято судом в понедельник 18 июня,
15.06.2018
По информации Северо-Осетинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в ближайшие 3 часа на территории Северной Осетии ожидаются грозовые дожди с усилением ветра до 25 м/с, возможен град.
15.06.2018
 
Внимание! Ожидаются грозовые дожди! - ГУ МЧС По информации Северо-Осетинского  центра  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды в ближайшие 3 часа  на территории Северной Осетии ожидаются грозовые дожди с усилением ветра до 25 м/с, возможен град.
15.06.2018
В Северной Осетии ожидаются грозовые дожди - Газета Слово По информации Северо-Осетинского  центра  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды в ближайшие 3 часа  на территории Северной Осетии ожидаются грозовые дожди с усилением ветра до 25 м/с, возможен град.
15.06.2018
 
В конце июля всемирный фонд дикой природы России планирует перевезти зубров из Окского зубрового питомника в Северную Осетию.
15.06.2018
В конце июля в Северную Осетию привезут зубров из Окского питомника - ГТРК Алания В конце июля в Северную Осетию привезут зубров из Окского питомника. Как сообщает пресс-служба Минприроды республики, животных в конце 2017 года завез в Россию Фонд дикой природы из Швеции.
15.06.2018
 
 
Фото #1 к материалу «В Северной Осетии вынесены обвинительные приговоры за хищение природного газа» - Region15.Ru По итогам совместных оперативно-профилактических мероприятий ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ», «Газпром газораспределение Владикавказ» и представителей правоохранительных органов,
13.06.2018
 
Фото #1 к материалу «Косуля Тоша и спасенная год назад косуля Маша буду жить в одном вольере» - Region15.Ru На днях сотрудники минприроды республики навестили спасенную год назад косулю, которая с тех пор проживает в доме сотрудника Северо-Осетинского государственного природного заповедника Владимира Цаллагова в с. Тамиск.
13.06.2018
 
Торгово-промышленная палата Северной Осетии поможет определить барьеры, мешающие бизнесу - ТПП РСО-Алания Активисты регионального отделения "Народного фронта" вместе с общественными организациями, выражающими интересы бизнеса в Северной Осетии, создадут комиссию по выявлению факторов,
12.06.2018
 
Прокормит ли Северная Осетия себя? - Осетинское радио Северная Осетия не может обеспечить себя продуктами питания, закупая большую часть сельскохозяйственной продукции у соседних территорий.
10.06.2018
Поздравление Главы Республики Северная Осетия-Алания В.З.Битарова с Днем медицинского работника - Администрация РСО-А прямая Уважаемые работники здравоохранения Северной Осетии! Поздравляю вас – представителей самой гуманной профессии – с праздником – Днем медицинского работника!
18.06.2018 Администрация РСО-А
По информации Северо-Осетинского  центра  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды в ближайшие 3 часа  на территории Северной Осетии ожидаются грозовые дожди с усилением ветра до 25 м/с, возможен град.
15.06.2018 Газета Слово
Решение об открытии торгового центра  «Глобус» и вещевых торговых рядов «Центрального рынка», закрытых из-за нарушения норм пожарной безопасности будет принято судом в понедельник 18 июня,
15.06.2018 Газета Слово
В производстве следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области находится материал проверки по факту безвестного исчезновения Бабаева Анатолия Анатольевича, 09.08.1966 года рождения,
20.06.2018 Следственный комитет
В соответствии с требованиями ст.140 Трудового кодекса РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
20.06.2018 Прокуратура
Грузинские власти сознательно нагнетают ситуацию вокруг Южной Осетии, используя для этого смерть своего гражданина Арчила Татунашвили, заявило в среду внешнеполитическое ведомство РЮО.
20.06.2018 Region15.Ru
Социальные кнопки для Joomla Ночью неподалеку от перекрестка улиц Усанова и Проездной в г. Моздоке сотрудники полиции при личном досмотре жителя г. Дигоры И.
14.06.2018 Моздокский вестник
«Визит» в прошлое - Единая Россия Студенты Северо-Кавказского лесного техникума посетили Музей истории и археологии древней Алании, расположенный в Северо-Осетинском Государственном университете им.
20.06.2018 Единая Россия
Осетинский режиссер и хореограф Валерий Суанов, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам премьеры балета «Портрет Дориана Грея», где он выступил в качестве режиссера, сказал,
20.06.2018 Газета Слово
Осетинский режиссер и хореограф Валерий Суанов попросил жителей республики не вести прямы эфиры с показов спектаклей в социальные сети, чтобы не мешать артистам и зрителям.
19.06.2018 Газета Слово
Сотрудники осетинского  таможенного управления, досматривая на пограничном пункте пропуска «Верхний Ларс»  автобус, покидающий Россию в сторону Грузию,
14.06.2018 Газета Слово
Россия в  плей - офф! - Газета Слово И как эффектно она сыграла! Матч до перерыва был равным, однако в самом начале второго тайма Ахмед Фахти, прерывая передачу Зобнина, срезал мяч в собственные ворота.
20.06.2018 Газета Слово
Села Осетии включаются в флешмоб по присвоению футболистам сборной званий «Почётных жителей» - Газета Слово Ещё одно высокогорное село Дигорского района Северной Осетии Куссу вслед за Камунта заявило о том, что готово присвоить звания почётных граждан села футболистам Российской сборной, если они займут призовое место на ЧМ-2018.
20.06.2018 Газета Слово
JPG Файл - МВД Республики Северная Осетия – Алания С 16 по 18 июня 2018 г. в г.Терек Кабардино-Балкарской Республики прошел Всероссийский турнир по самбо памяти мастера спорта СССР К. Панагова.
20.06.2018 МВД Республики Северная Осетия – Алания
Возродить осетинский футбол – такую задачу Вячеслав Битаров поставил на встрече с председателем правительства Таймуразом Тускаевым и главным тренером футбольного клуба «Спартак-Владикавказ» Юрием Газзаевым.
20.06.2018 Газета Слово
Жители Алагира, уроженцем которого является главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов, смотрели трансляцию игры с Египтом в переполненном зале районного дома культуры.
20.06.2018 Газета Слово
Вячеслав Битаров: Нужно придать мощный импульс развитию футбола - Администрация РСО-А Возродить осетинский футбол – такую задачу Вячеслав Битаров поставил на встрече с Председателем Правительства Таймуразом Тускаевым и главным тренером футбольного клуба «Спартак-Владикавказ» Юрием Газзаевым .
20.06.2018 Администрация РСО-А
121 пожарный гидрант в Северной Осетии оказался "укатаным" в асфальт. Об этом на заседании правительственной Комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,
20.06.2018 Region15.Ru
В течение пяти месяцев текущего года в филиал МРСК Северного Кавказа – «Севкавказэнерго» от гарантирующего поставщика электроэнергии было получено 21 936 заявок на введение режима ограниченного энергопотребления абонентов,
19.06.2018 Region15.Ru
21.06.2018г. с 09:00 до 13:00 будет ограниченно водоснабжение абонентов по Архонскому шоссе и 5-6 МКР в связи с проведением необходимых работ по замене задвижек по ул.Московская-Архонское шоссе.
19.06.2018 Администрация г. Владикавказ