Фото: gztslovo.ru
На всемирный конгресс ясов наша делегация, как планировалось изначально, к сожалению, не попала - конгресс завершился раньше указанной даты. Но принимающая сторона тем не менее настаивала на приезде гостей из Осетии. Пусть наши земляки не попали на научную конференцию, но от уникального предложения поучаствовать в фестивале, известном своей фольклорной музыкой и ремесленной ярмаркой, не отказались.
"Это был фестиваль в Ясберени, но он не был связан с ясам, - говорит музыкант Таймураз Берозти. - Очень масштабное мероприятие, на которое съехались гости от Грузии до Колумбии, хотя сам Ясберени не больше североосетинского города Ардон".
Несмотря на то, что осетинская делегация не была включена в программу фестиваля, на месте ее откорректировали специально под выступление наших музыкантов.
"На главной сцене нам выделили время - полчаса, в течение которых мы играли осетинские мелодии, - делится Берозти. - Мастер реконструкций старинных музыкальных инструментов Тимур Илаев сыграл на воссозданном им же древнем аланском музыкальном инструменте - дыууадæстæнон фæндыр. Кроме того, он исполнил песню "Мæ Иры фæсивæд". Публика, судя по овациям, осталась довольна".
Арфу с сакральным рисунком, которых всего семь в мире и все они воссозданы Тимуром Илаевым, везли с тем, чтобы подарить венгерскому музею ясов. И такая возможность нашей делегации представилась. Надо сказать, музыкальный инструмент стал не единственным аланским экспонатом в музее, он пополнил коллекцию уже имеющихся аланских артефактов. Гостям из нашей республики провели экскурсию по городу, в маршруте которой значился музей ясов. По словам Таймураза Берозти, единственный, но существенный минус от поездки - языковой барьер, из-за этого не удалось собрать достаточной информации, которая представляет интерес Осетии. "Но, надеюсь, это не единственная наша поездка в Венгрию", - отметил собеседник.
Согласно историческим сведениям, описанным историком Русланом Бзаровым, ясы семь веков назад покинули землю предков, но пытаются сохранить в себе ясское начало и отстаивают историческую память. Не сохранилось детальных описаний, и мы не знаем драматических обстоятельств, при которых большая аланская община навсегда покинула родину. Известно лишь, что, не желая покориться монгольским завоевателям, 10-тысячная аланская община в XIII веке ушла на Дунай к венграм, с которыми прежде несколько веков дружно соседствовали на Северном Кавказе. От своих корней ясы не отказываются, более того, всячески поддерживают связь с Осетией, в том числе, приезжая на историческую родину предков. Автор статьи: ФАРИЗА Хадашева
Источник: Газета Слово
15.08.2017 21:34