В августе 2017 года мы будем отмечать очередную годовщину грузинского вторжения в Южную Осетию. В отличие от первых лет сегодня уже всем в мире ясно, кто был агрессором в августе 2008 года. Это признали наконец-то и на Западе, это признает и значительная часть трезвомыслящих политиков в самой Грузии. Однако те итоги пропагандистского противостояния, в котором правая сторона – Южная Осетия и Россия – были выставлены в западном сообществе агрессорами, еще раз напоминает нам о том, какую важную роль играет информационная составляющая в каждом деле.
Одной из форм утверждения исторической правды является визуальная пропаганда. Недаром еще товарищ Ленин, большой знаток агитации и пропаганды, в свое время изрек: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». При этом он, конечно же, имел в виду не художественную ценность фильмов, а рассматривал их как средство воздействия на народные массы.
Большую роль в трактовке тех или иных фактов играют также газеты и телевидение. Но здесь больше документалистики. В меру убедительной, в меру безэмоциональной. Художественное же кино предоставляет зрителю историю события в эмоциональном оформлении, что, как следствие, глубже западает в душу.
Согласитесь, редко какой документальный фильм о Великой Отечественной войне может сформировать в нашем сознании такое же восприятие войны как «Освобождение», «Отец солдата» или «Они сражались за Родину». При этом добавим, что документальных лент про август 2008-го снято более десятка, это фильмы А.Салбиева, Р.Гаспарянца, Л.Гусова, А.Степаненко, Г.Сошкиной, В.Гасанова, И.Гедович, В.Цаликова и другие, составившие основу Iмеждународного кинофестиваля «Бонварнон», прошедшего в 2009 году в столице нашей Республики.
Голливуд как стандарт
На тему вооруженного конфликта между Южной Осетией и Грузией снято три художественных фильма.
«Олимпиус Инферно» – первый художественный фильм, рассказывающий о событиях 08.08.08. Фильм российского режиссера Игоря Волошина. По сюжету молодой американский энтомолог приезжает в Южную Осетию вместе с русской журналисткой, с которой когда-то учился в школе. В одном из парков они устанавливают камеры, чтобы заснять редкий вид бабочки вымышленной породы – «олимпиус инферно», но вместо этого в камеру попадает ночное передвижение грузинских войск в сторону Цхинвала. Дальше ребята всеми возможными способами пытаются сохранить и донести миру видеозапись, дабы доказать, что войну начала Грузия.
«5 дней в августе» – фильм американского производства, режиссировал картину Ренни Харлин. Благодаря документальным ошибкам вызвал бурный общественный резонанс. Впечатляет, к слову, разница между бюджетом фильма и сборами. В первом случае это 33 миллиона долларов, что касается кассовых сборов, то они составили чуть больше 17 тысяч долларов. Стоит отметить, что фильм снимался явно не для американского зрителя, а с целью пропаганды, так как показ этой картины шел лишь в трех кинотеатрах. Здесь по сюжету американский репортер Томас Андерс отправляется в Грузию, в которой, со слов его знакомого, вот-вот начнутся военные действия. Вместе с главным героем в Грузию летит и его оператор. Далее коллеги едут в Южную Осетию на встречу с гидом, но в одном из грузинских селений они попадают на пышную свадьбу, которая тут же подвергается ракетному удару «русских захватчиков»…
Последним на сегодняшний день художественным фильмом о грузино-юго-осетинском конфликте стал российский блокбастер «Август. Восьмого», который снял известный российский режиссер Джаник Файзиев. В фильме вся история построена вокруг героини Ксении, которая отправляет своего сына Егора к отцу в Осетию, где буквально на следующий день начинается война. Молодая мама отправляется за сыном на выручку. Дальше весь сюжет построен на поиске Егора, который привык уходить от своих проблем через воображение, в котором любые страхи и проблемы представлялись в образе злого робота Мраковласта…
Критики фильмов отмечали, что все три ленты были сделано в стиле голливудских боевиков, не всегда соответствовали реальной картине боевых действия, да и, вообще, исторической реальности. Для юго-осетинских зрителей эти картины вообще представлялись фильмами-фэнтэзи, настолько далеки они были от того, что происходило в реальности в Цхинвале в августе 2008 года.
Где наше осетинское кино?
В 2018 году уже в десятый раз мы будем вспоминать трагедию августовских дней 2008 года. Вряд ли к этому дню за пределами страны кто-либо захочет снова воплотить в художественной трактовке события тех лет. Так что остается надежда лишь на осетинскую сторону. Но есть ли у нас для этого потенциал?
Традиции производства кино в Южной Осетии существуют с давних времен. Они связаны, прежде всего, с именем кинорежиссера В.Валишвили (Валиева) и Таты Гаглоева Но это в прошлом. В 2009 году на Государственном телевидении был снят игровой фильм «Сильные духом» (режиссер Л.Гусов, продюсер Р.Кулумбегов). Фильм завоевал определенное признание: «Специальный приз III всероссийского фестиваля документального кино», приз VI Международного кинофестиваля «Волоколамский рубеж». Кроме того, в 2010 году Карина Тедеева в качестве дипломной работы представила короткометражный фильм «Был месяц август», сделанный на базе ТВЦ. Вот, наверное, и все, что можно назвать художественным прочтением событий августа 2008 года в юго-осетинском исполнении. В последние годы молодой актер и режиссер Григорий Мамиев пробует свои силы в игровом кино. Но у него это пока на уровне проб и ошибок.
Куда больше надежды на людей, которые уже имеют опыт работы в большом кино на российском уровне. В 2016 году студия фильмов «Farn Movie» при поддержке канала «Иудзинад» начала подготовительную работу над кинопроектом «Улицы героев», посвященного войне августа 2008 года. Идея проекта принадлежит художественному руководителю «Farn Movie», актеру и режиссеру Алану Догузову и его неизменному соратнику и телеоператору Алану Касоеву. Они планируют снять игровую драму, приуроченную к 10-й годовщине войны августа 2008 года в Южной Осетии. «Это история о том, как простые осетинские парни, не раздумывая, встали на защиту родины в неравной схватке с жестоким противником и ценой своих жизней отстояли свою землю», – рассказывает Алан Касоев.
По его словам, задуманный творческим союзом проект «Улицы героев» представляет собой совершенно иной уровень работы, это своего рода попытка воплощения давней творческой мечты авторов – создание современного качественно нового фильма о периоде новейшей истории Осетии. «Получив уже достаточно богатый опыт и признание, можно сказать, что наша киногруппа находится на пике творческой и производственной формы, и вполне готова к созданию современных фильмов, открытию новой страницы в истории кино Осетии», – отметил он.
Творческий союз «Farn Movie» и «Иудзинад» существует уже четыре года. Первая их совместная работа – короткометражный фильм «Воскресенье», снятый в 2014 году, получил специальный приз жюри кинофестиваля «Золотой феникс», диплом международного кинофестиваля «ДетективFEST», гран-при первого международного христианского кинофестиваля в Карловых Варах (Чехия). Кинонаград удостоился и другой фильм «Соврешь-умрешь», который летом прошлого года презентовался и в Южной Осетии.
Совместный творческий путь двух энтузиастов кино дал возможность росту их профессионализма и опыта, дальнейшему плодотворному развитию их сотрудничества, весьма актуального и остро востребованного в Осетии на данном этапе. Каждая из созданных творческим дуэтом Догузов – Касоев работ становилась ярким событием в мире авторского художественного кино. Особо следует отметить, что они достойно представляют Осетию и в России, и на международной арене, причем в жесткой конкурентной среде их высоко оценили профессионалы кино и зрители.
В настоящее время творческая группа будущего фильма защищает свой проект у главного спонсора фильма – в Министерстве культуры Российской Федерации. Отрадно отметить, что в самой Южной Осетии у ребят есть полное понимание. Так, намерение снять фильм нашло поддержку у Президента А.Бибилова.
В настоящее время в мире все явнее проявляются попытки переписывания истории. И в этом деле свою заметную роль играет кинематограф. Как пример, американская киноиндустрия, которая своими фильмами о Второй мировой сделала США главным победителем в войне над Германией и Японией. Такие голливудские ленты как «Спасти рядового Райана», «Тонкая красная линия» «Бесславные ублюдки», «Перл-Харбор» и т.д. известны во всем мире. К примеру, в том же «Перл-Харборе» они настолько хитро закрутили сюжет, что даже из такого общеизвестного пораженческого для американцев эпизода Второй мировой, когда их флот был попросту разбит японской авиацией, американские кинематографы смогли сделать героический сюжет в свою пользу. И такой далекой от истины правдой успешно забивается голова простого обывателя по всему миру. В эту же пропагандистскую копилку, к слову, попадает и голливудский «шедевр» этого года «Последствия», пересматривающий уже правду времени сегодняшнего – трагедии над Боденским озером, в котором, для привлечения внимания, на роль осетина Виталия Калоева был привлечен Арнольд Шварценеггер.
Теперь, хочется верить, что и у нашего государства появилась потребность самому определять свою историю, а точнее показывать истинную правду, не вымысел, и изыскивать для этого инструментарий, в числе которого и качественное художественное кино.
Багаты М.,
газета "Республика"