До сих пор не могут прийти в себя после неожиданного подарка работники Моздокского автотранспортного предприятия. В самый канун Нового года к ним пожаловала представительная делегация судебных приставов, оценщиков, которая в считанные минуты "забрала" у них все недвижимое имущество. Директор предприятия признает – все по закону. Хозяйство уже давно - под неподъемным долговым колпаком.
Дахир Элесханов пришел работать на пассажирское предприятие сразу после армии. Тогда это было одно из стабильных госучреждений. За десятки лет здесь сформировался большой и дружный коллектив. Сейчас из трехсот работников трудится лишь полсотни, но и они, несмотря на тяжелые условия, стараются заботиться друг о друге. Разорение предприятия коснулось всех.
Дахир Элесханов, водитель микроавтобуса: «Маршруты забрали, гараж продали. Куда людям деваться, где работать, куда идти. Я хоть пенсионер, могу уйти и сегодня на пенсию. А ребята молодые – детям одеваться надо, учиться надо, на то, на это надо».
Расходы на обслуживание льготников долгое время не погашались государством. Из-за хронического недофинансирования накопились солидные долги за ГСМ, по налогам и зарплате. Сначала были просто предупреждения, а потом и вовсе газ на предприятии отключили.
Михаил Серженко: «Если горячей воды не будет, автобусы не выйдут на линию. Сейчас дрова поколем и будем топить эту печь. И это двадцать первый век – стыднее некуда».
В конце декабря прошлого года нагрянули судебные приставы и все недвижимое имущество, а это двухэтажное административное здание, гаражные боксы, мастерские, было отдано за долги обществу с ограниченной ответственностью «Энергос».
Марина Гокинаева, временно исполняющая обязанности директора Моздокского ПАП: «Я еще и председатель профкома здесь. Я начала звонить везде – и министру, и замам, и приставам. Как это все произошло, мне внятно никто не сказал и до сих пор ничего сказать никто не может».
Внутрирайонные и региональные пассажирские перевозки, такси, транспорт для руководителей всех уровней – в советское время у автопредприятия было много функций. Трудности начались здесь вовремя перестройки, как раз тогда моздокская автостанция сменила адрес – теперь она находится не в центре города, а на окраине.
Начатое в восьмидесятых годах строительство новой автостанции так и не продолжилось. Гости города, попадая сюда, часто недоумевают, автостанция ли это вообще. Сейчас территорию автостанции оккупировали желтые маршрутки. И лишь изредка можно увидеть рейсовые автобусы. Ежегодно муниципалитет проводит конкурс и набирает на маршруты частных извозчиков. Изношенные «паховские» автобусы на линии вынуждены конкурировать с новыми машинами. Но, к примеру, маршрут в отдаленные населенные пункты уже не привлекает капризного частника – туда ездят лишь водители, которые думают не только о собственном заработке, но и о людях.
Тимбулат Балхаев, водитель маршрута «Моздок-с.Хурикау»: «Сейчас вот выборы идут. Даже люди, которые документы туда везут, сегодня мне звонят и спрашивают, Тимбулат, ты когда приедешь. А как я поеду, если поломался, и нет денег, чтобы сюда вложить. За семь лет управление две единицы транспорта выделили на такой район».
Районная власть не наделена правом решать финансовые проблемы госавтопредприятия, хотя и считает, что Моздокский ПАХ необходимо реанимировать. Даже в силу того, что уже сейчас частные извозчики диктуют свои правила, а от этого страдает прежде всего пассажир.
Сергей Меньшаев, начальник отдела торгового, бытового и транспортного обслуживания администрации Моздокского района: «Район заинтересован, потому что без государственного пассажирского предприятия никак в районе. Сегодня частники есть, завтра их не будет, им станет невыгодно обслуживать эти маршруты, а мы останемся без пассажирских перевозок».
Автопредприятие в Моздоке не поменяет свой профиль и скорее всего будет восстанавливаться путем государственно-частного партнерства, - сообщил источник в министерстве. Но пока шагов в этом направлении никаких не сделано. Остается ждать и надеяться, что такой гигант как Моздокский ПАХ не будет забыт государством и ему помогут вновь встать на ноги.
Анастасия Саломатова