В первую очередь это коснулось учителей сельских школ и части городских. Под угрозой сокращения находятся и некоторые другие категории бюджетников. Правящая бюрократия надеется таким образом сэкономить средства бюджета, хотя зачастую речь идет о смехотворных суммах, сэкономленных за счет простых работников. О повышении зарплат в таких условиях никто даже не заикается. Однако процесс оптимизации даже косвенно не грозит определенной категории получателей бюджетных денег.
Для них у власти особый подход и своя «оптимизация». Так в конце января правительство Южной Осетии своим постановлением одним махом увеличило зарплаты судей Верховного и Арбитражного судов почти на 40 процентов. Примерно настолько же увеличено денежное содержание судьей городских и районных судов. Зарплата председателей Высшего Арбитражного и Верховного суда республики сегодня составляет 85-95 тысяч рублей в месяц, оплата труда других судей ненамного отстает от начальства.
Кроме того, пожизненное содержание судей повысилось от 35 до 45-50 тысяч рублей. Для сравнения простой пенсионер в Южной Осетии, получает местную пенсию в размере 6 с лишним тысяч рублей без всякой индексации в этом году, невзирая на зашкаливающую инфляцию.И ладно бы если бы после этого суды стали работать лучше , а судьи стали принципиальнее и неподкупнее, но ведь воз и ныне там.
Процесс оптимизации не грозит и некоторым другим особо привилегированным «пенсионерам». Напротив власти рьяно оберегают их статус, видимо рассчитывая в недалеком будущем заиметь такие же бонусы.
На незаконные привилегии одного из них на днях обратили внимание депутаты югоосетинского парламента. Их заинтересовало, на каком основании экс-спикер Станислав Кочиев до сих пор получает зарплату главы законодательного органа, а это 85 тысяч рублей в месяц. Кроме того, за счет парламента оплачиваются его расходы на связь – в год это выливается в 24 тысячи рублей. В месяц титулованный пенсионер получает 700 литров!!! бензина бесплатно, в то время как бюджетные организации вынуждены экономить каждый литр.
По банальным подсчетам выходит, что бывший спикер обходится казне на сумму около 1 миллиона 320 тысяч рублей в год, примерно столько же сколько требуется на пенсии для десятков обычных пенсионеров. А если учесть, что помимо этого Кочиев является лидером югоосетинских коммунистов со всеми вытекающими бонусами, его на сегодняшний день можно назвать самым обеспеченным чиновником в отставке.
Рядовые коммунисты давно и безрезультатно задаются вопросом, на какие цели партийная верхушка расходует средства, аккумулируемые от членских взносов, пролетарской помощи от российской КПРФ и доходов от аренды зданий, оставшихся в наследство от КПСС. Можно не сомневаться, что если бы хотя бы половина этой суммы была потрачена на последнюю предвыборную кампанию, югоосетинские коммунисты впервые за все время существования парламента в Южной Осетии не оказались бы за его бортом.
Интересно, что попытка группы депутатов лишить экс-спикера нескромных дивидендов, оставив ему при этом социалку и медицинское обслуживание, напоролась на яростное сопротивление провластных партий, ссылавшихся на заслуги Кочиева в бытность его министром информации Южной Осетии в начале 90-х, когда только что созданной республике приходилось отвоевывать свое право на существование. И чем тогда адвокатам и адептам Кочиева не угодила другой министр информации Ирина Гаглоева, имеющая не меньше заслуг в период войны с Грузией, а также сотни других граждан республики, включая одного из основателей республики Тореза Кулумбегова, умершего в забвении. В чем провинились семьи Валерия Хубулова, Алана Джиоева — Парпата, Вадима Газзаева и десятков других, чьей вклад в дело защиты Южной Осетии от агрессии и становлении государственности неоценим? Видимо интересы временного союзника для властей важнее заботы о семьях перечисленных героев Осетии.
Возвращаясь к теме заслуг Кочиева в начале 90-х, нельзя не сказать пару слов о заслугах других людей, которые внесли не менее значимый вклад в прорыв информационной блокады вокруг Южной Осетии. Имена Сергея и Ирины Таболовых и сегодня известны участникам тех событий, но никто из них не требовал и не требует никаких почестей для себя.
Если сторонники привилегированной халявы ратуют за то, что мы должны уважать тех, кто представляет нашу страну и ценить их заслуги, то тогда с чем связано игнорирование других бывших руководителей государства и парламента. В свете этого, непонятным на фоне особых почестей со стороны государства к одним, выглядит подчеркнутое равнодушие к другим — к Людвигу Чибирову ,первому президенту республики и Коста Дзугаеву,бывшему спикеру парламента у которых сейчас нет ни служебной машины, ни охраны, ни каких-либо выплат.
Следует также определиться, за что лидер коммунистов получает такие щедрые выплаты – за работу в должности министра информации или за сомнительные заслуги на посту спикера парламента. И если экс-президент с барского плеча пожаловал тогдашнему спикеру льготы ,когда лились миллиарды российской помощи, то непонятно почему сейчас от этого должен страдать бюджет республики? Не стоит сбрасывать со счетов и версию о том, что почетные бонусы достались лидеру КП РЮО за участие в сомнительных схемах в ходе предвыборной кампании 2009 года, исказивших результаты выборов. Станислав Кочиев тогда согласился проставить подписи наблюдателей за день до выборов, что открывало простор для фальсификаций. В результате он стал спикером, хотя представлял партию, получившую наименьшее число голосов.
Вопрос о неконституционных привилегиях некоторым высокопоставленным экс-чиновникам давно будоражит общественность и такая ситуация будет продолжаться, пока власти не наведут порядок в этом вопросе по принципу: всем или никому.
Валерия Джиоева,
Осетинский информационный портал Ныхас