Новости города БезФормата.Ru
Владикавказ
Главные новости
 
Задать вопрос?

Платон мне друг, но истина дороже

Платон мне друг, но истина дороже - Осетинское радио
Фото: osradio.ru
Спектакль «Фатима» на сцене Осетинского театра. Часть первая. Платон мне друг Признаюсь сразу, что неплохо знакома с Тамерланом Сабановым и восхищаюсь им искренне и самозабвенно. Он великолепен: талантлив, позитивен, обожает подопечных студентов и вкладывает в них буквально все, что у него есть, причем, даже этого ему кажется мало. Он всегда улыбается, и это не американская дежурная улыбка, а искреннее душевное принятие жизни, любви к ней, понимания того, как много прекрасного и удивительного вокруг. Он обладает уникальным чувством юмора и легко, «по щелчку» включается в игру с собеседником, подхватывая его настроение. Иногда я бываю свидетелем того, как он, Тамерлан, Гиви Валиев и Александр Битаров в деканате факультета искусств спонтанно устраивают балаган, веселее и ярче которого я вообще ничего не видела: все мировые сцены, ставящие лучшие комедии на свете, отдыхают, потому что это сиюмоментный, ошеломительный и честный «театр». До такой степени красивый, что ни разу никому из свидетелей в голову не пришло это записать на камеру: все бывают вовлечены до беспамятства. И еще Тамерлан человечен. Не потому, что так правильно, а потому, что он такой на самом деле. Часть вторая. Но истина дороже Наконец, я добралась до того, что уже назвали большим событием, до спектакля «Фатима» на сцене Осетинского театра. Событие я увидела, а спектакля нет. Быть в подобной ситуации голословной просто преступно, поэтому попробую объяснить свою позицию. Но для начала в сто какой-то раз повторю, что восприятие произведения искусства носит субъективный характер, поэтому ни в коем случае не хочу обижать тех, кому понравилось. Представьте себе, что археологи, не приложив больших усилий, почти на поверхности обнаружили осколки великолепной вазы. То, что она великолепна, лишь угадывалось, потому что осколков было минимальное количество, но на них было нанесено изображение, которое казалось всем знакомым, но никак не прочитывалось полностью. Историкам хотелось сделать реконструкцию, восстановить отсутствующие детали, но это было невозможно. А те кусочки, которые все-таки сохранились и дошли до наших времен, поражали своим потенциалом: линии были нанесены очень талантливым человеком, это нельзя было оспорить. Находка в стиле «воспоминания о шедевре». Вот так примерно мне пришлось себя почувствовать на спектакле, потому что Коста Хетагурова на сцене не было. Он, конечно, присутствовал в театре, но в головах зрителей, которые его любят, в каких-то намеках на него актеров, но никак иначе. Если бы спектакль посмотрел человек, который о Хетагурове ничего не знает, то он удивился бы, что осетинский народ считает его своим духовным лидером, серьезным и глубоким писателем и вдохновителем всей последующей осетинской культуры. Это главная претензия. Все остальные гораздо более мелкие по сравнению с этой. Одно из главных достоинств хетагуровской поэмы, написанной на русском языке, - недоговоренность. И этой составляющей история Фатимы на сцене Осетинского театра лишена. Упомянутая мной ваза дорисована без учета того, что «предлагалось» ее создателем много десятков лет назад, по не совсем понятным критериям, явно не предусмотренным самим Коста. А зачем? Большую часть претензий адресую автору текста Тотразу Кокаеву. Есть все-таки почти святые вещи, которые не стоило трогать, потому что они ценны для любого носителя осетинского языка. Есть исторические и этнографические факты, упомянутые Хетагуровым, которые нужно было оставить в том виде, как они представлены в поэме. Почему война русско-турецкая? Почему не сохранена вера героев хетагуровской «Фатимы» (они были мусульманами)? Почему, наконец, Фатима, яркая носительница национального менталитета, да еще и воспитанная в княжеском доме, САМА приходит в убогое жилище Ибрагима? В фильме, который мы все любим и знаем, есть извиняющий Фатиму разговор с Ибрагимом в лесу, в котором она понимает, что может так поступить и, судя по всему, именно во время этого эпизода принимает решение. Сам Коста намеренно умолчал об этом эпизоде в поэме. В силу своей деликатности, наверное. Но авторам спектакля хетагуровской деликатности не хватило. Не показалось мне правильным и то, как представлены похороны. Не убедил разговор мудрого Наиба с дочерью, когда он, уже умерший, то есть все видящий и имеющий возможность знать даже о человеческих помыслах, находящийся в ином измерении, хотя он и при жизни, в чем я уверена, все про своих детей понимал, пытается убедить ее отнестись к брату с сочувствием. Из текста ушло благородное умолчание, которое есть в поэме, поэтому герои спектакля выглядят не так мощно и таинственно, не так романтично и возвышенно. Не так! Не хочется мелочиться со своими «почему». И упомянутых вопросов достаточно, чтобы обидеться за искажение авторского замысла. Я поймала себя на мысли, что никак не хочу переходить к режиссуре, потому что даже не знаю, что именно сказать об этом. Спектакль энергетически очень вялый, а мог бы быть по-шекспировски трагичным, то есть трагичным глобально, насмерть и вдребезги. Так, чтобы комок к горлу подступал, чтобы до костей пробрало, чтобы все в слезах уходили. Что помешало? Не берусь точно ответить на этот вопрос, но предполагаю, что помешали перебивки ритма. Похоже, что автор сценария и режиссер хотели включить «качели», когда очень страшные моменты чередуются с веселыми, танцевальными и другими развлекающими и отвлекающими сценами. Это можно было делать в начале спектакля, но в конце, когда нарастает напряжение, его нельзя постоянно «сбивать». Только включишься в переживание, девушки веселятся у родника, только начнешь сочувствовать трагедии, пастухи веселятся... В конце все-таки вектор зрительского напряжения нужно вести только вверх, а потом придумать катарсический момент, который бы всех в зале «на лопатки положил». Женщина в красном с ребенком на руках, которого она протягивает зрителю как некое доказательство не совсем понятно чего именно, - это настолько в лоб, что начинаешь сомневаться в своем умении понимать символы. Неужели можно так грубо? Не выдержан стиль. Если речь идет о монументальности, характерной для осетинского театра, то к чему переодетый в девушку пастух? И монументальность предполагает очень высокую степень условности, а тут масса реалистичных моментов и деталей. А если речь идет о реализме, то почему так много статики в игре актеров? Есть масса сцен, участники которых просто стоят (или сидят) и произносят монологи. Спектаклю явно не хватает движения, воздуха, мобильности, динамики. Реализм - это, по Станиславскому, наличие четвертой стены, то есть игра такого уровня, когда зрительного зала как будто не существует, но актеры, занятые в «Фатиме», постоянно ориентированы именно на зал, до неестественных моментов: влюбленные должны друг на друга смотреть, а не на зрителей; доверяющие друг другу отец и дочь тоже как-то могли бы встречаться глазами, когда идет трудный разговор... Актеров жаль. Им было очень трудно. Они, бедолаги, бились головами о скалы сценарных и режиссерских ошибок. Но все равно есть удачные моменты. Конечно, есть. Статика, положенная в основу спектакля режиссером, усугублялась для мужских персонажей наличием головного убора, который практически скрывает мимику. И тут должна была бы, по логике вещей, вступить в дело пластика. Телом можно показать абсолютно все переживания. Это было бы чрезвычайно интересно. Меня потряс проход Александра Битарова по лестнице в конце, когда он совершил то, что совершил. Его согнутая спина, такой неуверенный шаг, лишенный теперь уже княжеского достоинства, его выразительно поникшие плечи, опущенная голова, которая не привыкла пребывать в таком состоянии... Это просто блеск. Но для данного спектакля это осталось только продемонстрированным Битаровым актерским потенциалом: мы не увидели возможностей актера во всей красе. У Сослана Цаллаева (Ибрагима) с пластикой похуже, но и ему статичные сцены не дали шанса показать все то, на что он способен. Фатима (Залина Галаова) в ряде моментов ошеломительна. Залине все подвластно! Но почему-то ей приходится на повышенных тонах разговаривать с Джамбулатом прямо возле спящего в люльке ребенка (нереально, чтобы мать так себя вела)... Это мелочь, но характер героини не выдерживается, ломается. Она ведь гордится своим материнством и оскорбляет ее именно то, что Джамбулат с презрением относится к ее сыну. И вдруг кричит над ухом этого самого сына, не боясь его разбудить... У Хетагурова (я специально перечитала) нет четкого указания на то, смогла ли Фатима именно полюбить Ибрагима или она уважает его как своего супруга, ценит, понимает, как это делает Татьяна Ларина у Пушкина: «Я другому отдана». Но трагедия получилась бы ярче, по-моему, если бы мы увидели Фатиму, которая любит Джамболата. Это повысило бы градус! Хотя и в предложенной трактовке, когда Джамболат ей практически ненавистен, есть выпадения из линии характера, которые режиссер обязан был устранить. Сумасшествие сыграно отменно! Даже не представляю, как это трудно, но героиня у нас в театре есть. Тут без «браво» не обойтись. Меня не убедили образы Смерти (грим - несомненная удача) и Любви. Они, как правильно указал Эдуард Дауров в статье «Безусловная условность» («Северная Осетия» от 4 мая) слишком прямолинейны и предсказуемы. Смерть еще как-то уместна, а Любовь вообще как-то невразумительно выглядит. Кстати, я не стала повторять то, что упомянул Эдуард Дауров, потому что с большинством его наблюдений не могу не согласиться. Кроме упреков в адрес декораций. Мне как раз показалось, что с этим все нормально (художник спектакля - Эмма Вергелес), особенно впечатлил занавес в стиле, который теперь называют «бохо». Чудесно. Хотя вопрос о неоправданном разностилье и в декорациях присутствует. Безусловное украшение спектакля - песни и танцы. Это получилось, слава Богу, на все сто процентов. Даже на двести и триста. И вот еще о чем. Руслан Мильдзихов, министр культуры, как сообщалось в прессе, сказал, что нужно было выстраивать линию взаимоотношений героев «тоньше». Я не понимаю, что именно он имел в виду. Можно, по-моему, как угодно: и тонко, и широко, и маслом, и акварелью, можно даже графикой, но просто нужно выдержать избранную стилистику до конца и донести до зрителя причины своего выбора. Например, сделать спектакль реально черно-белым, как старые фотографии... Но меня другое напугало. Спектакль «Фатима» породил желание министра возродить художественные советы. И как-то, знаете, очень это похоже на цензуру. А кто судьи? Кто будет определять, как надо и как можно? Кто эти уважаемые люди? Я повторю то, что сказала в самом начале: искусство - дело «добровольное». Я слышала много хороших отзывов о «Фатиме», даже восторженных. Я их разделить не могу, но я абсолютно и совершенно рада, что это событие состоялось. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А если бы был упомянутый художественный совет, то еще не совсем ясно, пропустили бы спектакль или нет. Кстати, есть идеальная система таких советов, которая существовала в Древней Греции. Там была специальная школа, куда внимательные педагоги отбирали лучших и талантливейших. И если школа получала заказ на изготовление какой-нибудь статуи, к примеру, то выполнение макета поручалось сразу 5-7 выпускникам. Они работали отдельно друг от друга, а потом предъявляли свои работы ДРУГ ДРУГУ ЖЕ! Велось голосование, в котором можно было назвать только два имени. Первое, естественное, свое (Какой же художник откажется считать собственное детище лучшим из лучших!), а второе - чужое. Кто собрал больше голосов - тот и победитель. Более того, все остальные макеты, не победившие, тут же уничтожались полностью до состояния пыли, потому что греки были уверены: в искусстве имеет право на бессмертие только самое-самое. Вот это я понимаю. А все остальное - нет. Вы можете сказать, что я против советов, а сама критикую. Но есть весьма существенная разница. Совет сможет решение принимать на базе своих обсуждений, а то, что делаю я, - околотеатральный треп. Не более того. Руководить искусством, направлять художников - дело провальное. Пусть уж они сами ошибаются. И все претензии, которые высказаны выше, порождены обидой за художника Коста, которого я люблю. Хотите искажать, преобразовывать или дополнять тексты и смыслы - пишите сами. А к святому нужно относиться осторожно, трепетно и ответственно. http://gradus.pro/platon-mne-drug-no-istina-dorozhe/
 
  Министр культуры РФ Владимир Мединский выступил за передачу Северо-Кавказской киностудии и Северной Осетии, сообщает ТАСС.
17.10.2017 Газета Слово
  Драматурги Самары и Северной Осетии вместе с психологами поставят документальный спектакль о подростках, премьера которого состоится в ноябре этого года,
16.10.2017 Газета Слово
Осетинский театр открыл новый, 82-й, сезон спектаклем «Фатима». Постановка заслуженного артиста России Тамерлана Сабанова.
16.10.2017 ГТРК Алания
Владимир Путин подписал Указ о праздновании 1100-летия крещения Алании - Представительство Республики при Президенте РФПрезидент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о праздновании 1100-летия крещения Республики Северная Осетия-Алания в 2022 году.
16.10.2017 Представительство Республики при Президенте РФ
Вячеслав Битаров: Участники Всемирного фестиваля молодёжи и студентов смогут изменить мир к лучшему - Представительство Республики при Президенте РФВ Сочи прошла церемония открытия XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (ВФМС), на котором Северную Осетию представили 80 талантливых молодых ребят.
16.10.2017 Представительство Республики при Президенте РФ
Музей театрального искусства подготовил выставку, приуроченную к 85-летнему юбилею заслуженного артиста РФ, народного артиста Северной Осетии,
16.10.2017 Vestiyuga.Ru
Teatr 12_1 - Министерство культурыМузей театрального искусства подготовил выставку, приуроченную к 85-летнему юбилею заслуженного артиста РФ, народного артиста Северной Осетии,
16.10.2017 Министерство культуры
158-ой день рождения основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова начался памятных мероприятий в пантеоне Осетинской церкви с церемонии возложения цветов к могиле поэта, публициста и общественного деятеля.
16.10.2017 Vestiyuga.Ru
IMG_8298 - Министерство культуры158-ой день рождения основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова начался памятных мероприятий в пантеоне Осетинской церкви с церемонии возложения цветов к могиле поэта, публициста и общественного деятеля.
16.10.2017 Министерство культуры
Спектаклем «Фатима» по мотивам одноименной поэмы Коста Хетагурова в постановке режиссера Тамерлана Сабанова открылся новый сезон в Осетинском театре.
16.10.2017 Vestiyuga.Ru
IMG_8210 - Министерство культурыНа состоявшемся в Северо-Осетинском государственном академическом театре им.В.Тхапсаева открытии сезона министр культуры РСО-А Руслан Мильдзихов тепло поздравил с 85-летним юбилеем любимца театралов Осетии,
16.10.2017 Министерство культуры
IMG_8224 - Министерство культурыСпектаклем «Фатима» по мотивам одноименной поэмы Коста Хетагурова в постановке режиссера Тамерлана Сабанова открылся новый сезон в Осетинском театре.
16.10.2017 Министерство культуры
На «Верхнем Ларсе» задержали иностранку-вербовщицу - ГТРК АланияСевероосетинские силовики задержали вербовавшую потенциальных террористов иностранку на пункте пропуска «Верхний Ларс».
17.10.2017 ГТРК Алания
Суд присяжных 16 октября оправдал жителя Махачкалы Султанхана Ибрагимова, обвиняемого в убийстве лидера движения "Садвал" Назима Гаджиева и тренера по греко-римской борьбе Алисултана Омарова.
17.10.2017 Кавказский Узел
Уроженцы Дагестана, задержанные в Москве и Махачкале, планировали нападения на участников фестиваля молодежи и студентов, рассказал сегодня источник.
16.10.2017 Кавказский Узел
На «Верхнем Ларсе» задержана вербовщица в ИГИЛ - Газета Слово
На «Верхнем Ларсе» задержана вербовщица в ИГИЛ
Силовики Северной Осетии в пассажиропотоке пункта пропуска Верхний Ларс выявили иностранку, причастную к деятельности международных террористических организаций, об этом сообщает пресс-служба погрануправления ФСБ.
Газета Слово
Житель Ольгинского до смерти избил знакомого и бросил в овраг
Житель Ольгинского избил до смерти своего знакомого из Брута и бросил в овраг.
Газета Слово
МВД опровергло информацию о минировании шести объектов города - Газета Слово
МВД опровергло информацию о минировании шести объектов города
Сотрудники правоохранительных органов не нашли опасных предметов в шести объектах Владикавказа, которые были оцеплены после анонимных звонков о минировании, сообщает пресс-служба МВД республики.
Газета Слово
Мединский: Северо-Кавказскую киностудию следует передать Северной Осетии - ГТРК АланияСеверо-Кавказскую киностудию могут передать Северной Осетии. Такую идею, по сообщению ТАСС, озвучил министр культуры России Владимир Мединский на встрече с работниками культуры Свердловской области в Екатеринбурге.
16.10.2017 ГТРК Алания
IMG_8210 - Министерство культурыНа состоявшемся в Северо-Осетинском государственном академическом театре им.В.Тхапсаева открытии сезона министр культуры РСО-А Руслан Мильдзихов тепло поздравил с 85-летним юбилеем любимца театралов Осетии,
16.10.2017 Министерство культуры
Путин распорядился отпраздновать 1100-летие крещения Алании - ГТРК АланияПрезидент России Владимир Путин распорядился на государственном уровне отпраздновать в 2022 году 1100-летие крещения Северной Осетии.
16.10.2017 ГТРК Алания
Мединский считает необходимым передачу Северо-Кавказскую киностудию Осетии
  Министр культуры РФ Владимир Мединский выступил за передачу Северо-Кавказской киностудии и Северной Осетии, сообщает ТАСС.
Газета Слово
Документальный спектакль о подростках поставят во Владикавказе
  Драматурги Самары и Северной Осетии вместе с психологами поставят документальный спектакль о подростках, премьера которого состоится в ноябре этого года,
Газета Слово
Ансамбли Осетии попытаются выиграть главный хореографический конкурс - Газета Слово
Ансамбли Осетии попытаются выиграть главный хореографический конкурс
  Ансамбли «Фидан» и «Нарты» примут участие в главном хореографическом конкурсе 2017 года «Кубок победителей» в Сочи с призовым фондом в один миллион рублей.
Газета Слово
Президент компании "Урал Бокс Промоушен" Евгений Вайнштейн дал комментарий к предстоящему бою между чемпионом мира IBF в полутяжёлом весе Муратом Гассиевым и экс-чемпионом WBC Кшиштофом Влодарчиком.
17.10.2017 Газета Слово
«Спартак» проиграл в Армавире - ГТРК АланияНакануне в 14-м туре владикавказский «Спартак» в гостях играл с лидером зоны «Юг» - клубом «Армавир».
16.10.2017 ГТРК Алания
Во Владикавказе завершился турнир по хоккею среди любительских команд «Кубок Алании- 2017».
16.10.2017 ГТРК Алания
Во Владикавказе стартовал VII фестиваль «Мирный Кавказ» - Газета Слово
Во Владикавказе стартовал VII фестиваль «Мирный Кавказ»
Открытый всероссийский культурно-спортивный фестиваль «Мирный Кавказ» собрал команды Северо-Кавказского Федерального округа,  среди которых определятся лучшие спортсмены в 10 видах.
Газета Слово
Осетинские школьники примут участие в фестивале ГТО в Артеке - Газета Слово
Осетинские школьники примут участие в фестивале ГТО в Артеке
Сборная команда школьников  Северной Осетии примет участие в фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди обучающихся образовательных организаций,
Газета Слово
Алан Дзагоев и Владимир Габулов - претенденты на премию - Газета Слово
Алан Дзагоев и Владимир Габулов - претенденты на премию "Джентльмен года" 2017
Осетинские футболисты Алан Дзагоев и Владимир Габулов претендуют на премию "Джентльмен года" - 2017, об этом газете "Слово" сообщила PR-агент футболистов Премьер-лиги и сборной России Дарья Арсланова.
Газета Слово
На «Верхнем Ларсе» задержали иностранку-вербовщицу - ГТРК АланияСевероосетинские силовики задержали вербовавшую потенциальных террористов иностранку на пункте пропуска «Верхний Ларс».
17.10.2017 ГТРК Алания
DSC 4021.JPG - Парламент РеспубликиДепутатская комиссия посетила населённые пункты Алагирского и Ардонского районов.
17.10.2017 Парламент Республики
Тематический прием по вопросам тарифов и ЖКХ прошел в Общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Д.А. Медведева - Единая РоссияПрием вели Руководитель Общественной приемной Роберт Джелиев, начальник Управления топлива и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства республики Руслан Касаев,
17.10.2017 Единая Россия
JPG Файл - МВД Республики Северная Осетия – АланияВ селении Лескен в торжественной обстановке состоялось открытие нового участкового пункта полиции, где несут службу полицейские  Марат Кожиев и Борис Марзоев.
17.10.2017 МВД Республики Северная Осетия – Алания
Год гражданской обороны: Уходя, гасите свет и выключайте электроприборы - ГУ МЧСГраждане активно используют в быту электронагревательные приборы. Вместе с тем для обогрева частных домов и квартир нередко используются неисправные или нефабричные обогреватели,
17.10.2017 ГУ МЧС