Порой кажется, что о войне большего, чем уже сказано – не скажешь. История донесла до нас мельчайшие подробности военного времени, по повествованиям и воспоминаниям участников тех событий восстановлен ход многих боев, но это – история целой страны, нации. Когда же слушаешь рассказ ветерана, прошедшего и пережившего всю войну, то в первую очередь видится не сама война, а жизнь человека – раненая, искореженная. Встретившись с ветераном Великой Отечественной войны Василием Филипповичем Михайлевым, мне довелось услышать повествование, которое не хотелось прерывать.
«Я родился 3 апреля 1923 года в деревне Сухой Курской области в семье крестьянина. Здесь же окончил три класса. В 1933 году начался страшный голод, и в нашей деревне погибло много людей. Не обошел он и мою семью – у меня умерли от голода мать и две сестры. Отец в это время уехал на заработки. До сих пор не понимаю, как я выжил. Полгода питался тем, что можно было найти в лесу: ягоды, травы, грибы. Через некоторое время вернулся отец и забрал меня. Мы переехали в Харьков, где пожили всего год, затем оказались в Азербайджане в городе Хачмас. Отец работал плотником, а я учился. По окончании семи классов, переехал в Баку, поступил в Нефтяной техникум и проучившись полтора года, вдруг узнал что учеба с этого дня становится платной 200 рублей в год. Я написал отцу письмо, но он мне отказал – денег у него не было. Пришлось вернуться в село. Потом отправился работать на нефтяные промыслы, где и ремонтировал тракторы, там же окончил курсы автомехаников. Проработал год, и пришла весть о начале Великой Отечественной войны. Я снова вернулся домой. Мне тогда было 18 лет – призывной возраст, но меня дважды отправляли домой, мол, не до тебя сейчас, подожди. На третий раз меня все же забрали. Отправили в Баку, а оттуда на товарном поезде в Сталинград.
Мы не ели несколько дней, ведь поезд шел без остановок, наконец, на одной из станций он остановился. Нам позволили зайти в столовую поесть. В это время наш состав разбомбили немцы. «Очень удачно поели», – шутили потом ребята. Это было в апреле 1942 года. Потом несколько дней занимались ремонтными работами, восстановили и поврежденные железнодорожные пути и вагоны. До места назначения мы ехали целый месяц. Оттуда шли сформированные эшелоны на фронт, а наш состав отставляли в сторону для того, чтобы пропустить их. Приехали в 76 погранотряд, где нас три месяца готовили к несению военной службы по охране государственной границы, а затем отправили на заставу. Числилось там 48 человек, а на самом деле было только 25 – остальных отправили на линию фронта. Приходилось очень тяжело потому, что именно в это время японцы, почувствовав нашу уязвимость, запланировали отхватить себе кусок нашей земли. Открыто нападать они не решались, но постоянно подходили к самой границе, как могли, провоцировали нас. Нам же огонь открывать не разрешали потому, как это могло стать поводом для развязывания войны. Таков приказ, но если они все же пересекли границу, нам разрешалось стрелять на поражение. Через полтора года службы на заставе меня перевели в комендатуру, из которой руководили семью заставами. Я проработал писарем в штабе, потом стал секретарем комсомольской организации, позже – членом партии. Там я служил до окончания Великой Отечественной войны. В1945 году войска, которые разгромили фашистов, отправили на Дальний восток для того, чтобы противостоять Японии. Меня же вернули на заставу, где я прежде служил. Однажды мы получили приказ: переправиться на другую сторону Амура и захватить японскую заставу. Глубокой ночью проникли туда и выполнили задание без единого выстрела, захватив в плен всех военнослужащих.
По окончании войны с Японией меня направили в 76 погранотряд, где я окончил курсы водителей. Позже меня перевели в Москву в 38 дивизию в специальный 432 Кремлевский полк. Мы участвовали в парадах и торжествах. Позже, заместитель командира полка, узнав, что я окончил водительские курсы, сделал меня своим водителем. Так я прослужил до 1948 года, затем был демобилизован. Вернулся в Азербайджан. Отец тяжело жил, работы не было и мы с ним переехали в Орджоникидзе. Он устроился работать на Вагоноремонтный завод, а я в Управление железными дорогами. Когда правление закрылось, второй секретарь Обкома Василий Черный вызвал меня к себе и сказал, что с этого дня я работаю у него водителем. Позже я перевелся в ГАИ, где служил в отделе по учету транспорта и занимался приемом экзаменов у водителей.
Через несколько лет меня назначили начальником ГАИ Промышленного района. В этой должности я прослужил семь лет, затем занял пост заместителя начальника отдела милиции Ленинского района. Спустя три года я вновь вернулся в ГАИ, и прослужил до 1980 пода. Тогда у меня в семье произошли серьезные неприятности. Мой сын попал в аварию и, лишившись ноги, стал инвалидом. Позже тяжело заболела и слегла жена. Я написал рапорт и ушел на пенсию. Но работать все же было нужно, и я вернулся в ГАИ организовывать работу ДНД, а в 2001 году меня пригласили в Совет ветеранов – Председателем комитета участников Великой Отечественной войны».
Гаяна ГАРИЕВА