Петропавловский пост: что позволительно и что полезно

Протоиерей Игорь Прекуп

  Если это пост, приготовительный к дню свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла , то ему бы Петро-Павловским надо называться?Двадцатый год как священник, а только сейчас подумалось: почему «Петров»?

Да, я в курсе, что другое его название «Апостольский», но если уж по именам… Не знаю, то ли влияние латинского богословия, с точки зрения которого апостолу Петру вменяется исключительная миссия и особый статус, то ли еще что повлияло («Петров», конечно же, удобопроизносимей, чем «Петро-Павловский»), но я не в курсе.

Почему-то имена Первоверховных Апостолов визуально ассоциируются у меня с известной картиной Эль Греко. Не знаю, почему. Скорее всего, потому что живопись очень хорошая. Сама по себе. Безотносительно к самим Апостолам.

Доменико Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1587–1592

Безотносительно, потому что великий мастер не передал, по-моему, парадоксальности их единства.

Единство чувствуется, и это, безусловно, самое главное, но если бы ему удалось показать их «разность», в сочетании с единством, то не только художественное, но и духовное достоинство картины было бы совсем иного уровня.

Немудрено быть единым с тем, кто с тобой не только одной крови, но и того же уровня социального, интеллектуального, того же психологического типа, возраста, наконец…

А у них, разве что, кровь. В остальном абсолютно разные люди: и по возрасту (Савл, будучи юношей, стерег одежды тех, кто побивал камнями прмч. архидиакона Стефана, а Петр уже был зрелым мужчиной), и социальному и интеллектуальному уровням (Петр – простой рыбак, Павел – наследственный римский гражданин, потомственный фарисей, получивший блестящее образование), по своему религиозному пути (Петр, будучи призван Христом, становится Его учеником раз и навсегда, хотя по малодушию и отрекается, но тут же раскаивается и горько стыдится этого поступка всю жизнь; Павел призывается Христом, «будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал. 1; 14), направляясь в Дамаск с целью «гнать Церковь Божию и опустошать ее» (13)).

Жаль, что у Эль Греко эта «разность» не отражена, потому что единство Первоверховных Апостолов – свидетельство типично церковного единства, характеризующегося гармоничным сочетанием не уничтожаемых, а преодолеваемых противоречивых «особенностей». Все то, что не относится к сущности человека (возраст, пол, расовое, национальное и сословное происхождение, социальный статус, характер, внешние данные, развитие духовное, интеллектуальное, физическое и т.п.) – это хотя и не «безразличное», как у стоиков, но, все же, не более чем «особенности», которые, однако, часто становятся непреодолимыми препятствиями в отношениях между людьми, не объединяемых любовью во Христе.

«Все мне позволительно, – рассуждает апостол Павел, – но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6; 12), – уточняет он, как бы давая нам некий алгоритм поста.

Все эти биохимические классификации да кулинарные хитросплетения, которыми забиты стеллажи православных лавок, как-то не о том… Можно на одной растительной пище захлебнуться гурманством, а можно и, формально нарушая пост, не согрешить – все зависит от внутреннего состояния.

Гортанобесие, например, как, впрочем, и чревоугодие, не так уж зависят от мясо-молочного компонента. Бывает, что человек вынужден есть мясо, независимо от того, какое время на дворе: пост – не пост, а у него режим и диета. Если он относится к уставному послаблению по немощи, как к поводу с чистой совестью стряхнуть с себя «бремена неудобоносимые» – это одно. Если же сознает, что, вынужденно отказываясь от соблюдения поста в пище, он лишается важного средства духовного оздоровления, и старается сводить это, хотя бы и не вменяемое в грех, отступление от церковной нормы до минимума, по возможности не увлекаясь ликованием плоти (лучше сказать, не давая себя увлечь) – это совсем другое.

Все позволительно, потому что все чисто. Другое дело – полезно ли? А вот на этот вопрос каждый должен к своей совести прислушаться. Полезно ли пренебрегать церковными установлениями? Вопрос риторический.

Фото: MikaV, orthphoto.net

Но можно и с противоположной стороны посмотреть. Позволительно ли мне брать на себя большие нагрузки, не сообразуясь ни с физическими возможностями, ни с проблемами, которые у нас уже есть со здоровьем, ни со своей страстной натурой, которую чрезмерно злить не надо (и не только потому, что страсти в нас глубоко укоренены, а еще и потому, что чрезмерность от гордости, а из-за гордости благодать отступает и не только дополнительных сил нет, но и те, которые раньше были, куда-то делись…), ни с мнением духовника?

Позволительно-то оно, позволительно, только вряд ли полезно. Стоит рассудительно подойти с этой точки зрения и никаких рискованных и душепагубных «подвигов» не будет.

Отдельный вопрос – наша зависимость от того, что становится для нас значимым по мере «вхождения во вкус». Ничто , – заметьте, – «ничто не должно обладать мною».

Все то, что дано нам в качестве средства, не должно превращаться в самоцель, не должно становиться нашим идолом и источником наслаждения. Банальные слова?.. Быть может.

Если иметь в виду «пищу и питие», которые неважны для Царства Божия, тогда, конечно, все это жевано-пережевано. А если взглянуть с другой точки зрения?

Ведь «подсесть» можно и на что-то отнюдь не низменное: не на тупые развлечения, не на всякие животные удовольствия, нет… Можно стать пленником своего дара (поэтического, музыкального, художественного – далее можете продолжить по своему усмотрению), а можно стать «невольником чести» (всё видя сквозь призму людских мнений, бытующих представлений о почетном и постыдном, будучи не в состоянии мыслить в категориях Евангелия, не боясь, «что люди скажут»), или, обоснованно восхитившись прекрасной идеей, позволить ей захватить душу и стать фанатиком, плодами деятельности которого, согласно непреложному закону революции, будут пользоваться негодяи.

Впрочем, есть и более тонкие варианты: «подсесть» можно и на благодатные переживания… благодатные без всяких кавычек! Не надо обольщаться, думая, что истинные религиозные переживания для бесов – что для человека нервно-паралитический газ. Благодать для них смрад, но тут и степень «смрада» разная, и «устойчивость» к благодати разная у них. В прелесть ведь тоже не сразу люди впадали. Этому предшествовал какой-никакой реальный духовный опыт.

Так вот один из опаснейших моментов аскетической жизни – искушение «духовным сладострастием». На самом деле очень непросто определить, когда человек уже не столько заботится о чистоте своей души, о ее богоугодности, сколько о переживаниях, свидетельствующих об этом, вернее, о переживаниях, которые, по идее , указывают на душевную чистоту и духовное здоровье, хотя, на самом деле, это вовсе необязательно так.

Нравится человеку молиться, например. Вот, как определить, в какой момент он уже не столько к Богу стремится, сколько к упоительным состояниям мира, глубокой приобщенности истинной реальности? А ведь это всё так хрупко… Так легко замутить эту гладь! А вокруг столько искушений… Причем, что интересно: нынешнее поколение прельщенных – начитанное!

Если в XIX веке наивный душевный сластолюбец пускался в подражания западным образцам, впадая в сентиментальные состояния, «фантазируя под канарейками в зимнем саду», то нынешний – грамотный, он знает признаки прелести, он эту симптоматику изучил «от и до», и не позволит ей проявляться, давая повод (в первую очередь, самому себе) подозревать у себя духовную болезнь.

Зная, например, что прелесть проявляется в восторженности, резкости суждений, в осуждении всех и вся, раздражительности и встревании повсюду со своим мнением, он постарается этого всего избегать не только на уровне внешних проявлений, но так, чтобы самому за собой не замечать ничего подобного. Он будет мыслить и вести себя так, чтобы себе же не дать повода усомниться в истинности собственного духовного пути, не выбора, не конфессиональной принадлежности – об этом речи нет, в данном случае, а именно своего пути своего внутреннего состояния.

По виду, и не только со стороны, но и со своей же точки зрения, он мирен и смирен, молитвен и кроток; он настолько уверен в чистоте своих намерений, в сверхценности своих «духовных» переживаний (никаких восторгов, а то как бы не распознать примесь чуждую! – все сдержанно, приглушенно, размеренно и… тем более упоительно, как любая сдерживаемая страсть!!!..), что с легкостью сделает подлость, слицемерит, пройдет мимо чужой беды – а как же?.. Он ведь мудрый: не попадается на дьявольские уловки, из-за которых может потерять «мирное устроение духа». Его не обманешь соблазнами «падшего добра»!

И подлость свою он оправдает и обоснует выдержками из Писания и Отцов. Да так виртуозно, что и в самом деле получается, никакая это не подлость и не лицемерие, а самая что ни на есть дистиллированная праведность, помышляющая о горнем, руководствующаяся высшими соображениями о благе Церкви, а потому недоступная одержимым плотским мудрованием.

Согласно такой «мудрости», в притче о милосердном самарянине нет отрицательных героев (впрочем, вряд ли он себе в этом признается; из святоотеческих толкований ему известно, кто есть кто). Каждый хорош по-своему, каждый поступил правильно: священник и левит не уклонились от своих путей, не осквернились ни контактом с иноверцем (да еще и врагом), ни кровью его не перепачкались, и вообще, эти самаряне: с паршивой овцы – хоть шерсти клок, как говорится. Если остановился, погрузил и отвез в гостиницу, значит, в отличие от священника и левита, никуда не торопился, да и терять ему нечего было, он же не связан правилами ритуальной чистоты, да и бесы их, неверных, не искушают, потому они и творят добро с легкостью … Вот так, пожалуй.

Да, несколько гиперболизировано, только от этого не менее правдиво. К сожалению, такова реальность. Если человеком начинает обладать что-то, он маму родную продаст, чтобы не лишиться того, что им , как это ни странно звучит, обладает .

То же и с «духовным» сладострастием: лишь бы не лишиться того, что обеспечивает упоительное состояние. Если этому угрожают муки совести, что проще: поступить по совести или обмануть ее? Поступить по ее подсказке – риск втянуться в длительные неприятности, которые точно мира и покоя лишат надолго.

И тут услужливая память вылавливает слова прп. Серафима: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». О! Ja-ja! Я это делаю ради спасения других, не ради собственного комфорта, но исключительно заботясь о других, о тех, кому я не смогу помочь, если из-за одного человека, который оказался не в том месте и не в то время, потеряю мир, стану вместилищем страстей …

Быть может, в его сознании всплывет евангельский образ пастыря, оставляющего в горах девяносто девять овец и отправляющегося на поиски единственной заблудшей, но он феноменально легко отмахнется от этого явно искусительного помысла (он ведь тревогу вызывает, а всякое дерево, как известно…), объяснив его лишь тем, что Господу было угодно показать, как Он заботится о грешниках и радуется о каждой заблудшей душе… причем тут мы? Давайте тогда начнем бесов изгонять и мертвых воскрешать! Это что – тоже пример для подражания?! Мы что, сектанты какие?!..

Нет, мы не сектанты. Мы хуже. Мы нехристи. Ибо Христово учение толкуем по-фарисейски. Господь обличал фарисеев, что они своим преданием устранили заповедь Божию (Мф. 15; 3 – 9).

Дело не только в том, что это предание было не священным, что это было «их» предание, а в том, что им подменяли заповедь Божию. Не в том их грех был, что они руководствовались раввинистическими поучениями, а что пользовались ими вопреки букве и духу Закона и Пророков.

Фото: serg-alexander, orthphoto.net

Так ведь и у нас то же самое: предназначенное к истолкованию и укреплению заповедей мы используем, чтобы выскользнуть из-под их ярма.

Каноны, богослужебный устав, всевозможные чинопоследования и установления – все это предназначено для прочтения и осуществления в контексте евангельских заповедей, но нам удобнее наоборот.

Это «удобство» (именно оно, а не какие-нибудь целенаправленные сатанинские замыслы), вернее, страстное нежелание лишиться его, ослепило, в свое время, многих иудеев настолько, что они не узнали в избитом и оплеванном Иисусе предвозвещенного Пророками Мессию, в Котором не было «ни вида, ни величия…

Он был презрен и умален между людьми, – рассказывает о Нем Исаия, – муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его… Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53; 2 – 5).

Пост – средство освобождения нашего естества от того, что пытается нами «обладать».

Но, благодаря свободной воле, мы всё, что угодно из данного нам Богом во благо, можем обратить себе на погибель. В том числе и пост, если его правила начинают нами обладать настолько, что мы теряем из поля зрения цель поста: свободу от страстей; от всех, не только плотских, но, в первую очередь, душевных, ибо, насколько душа важнее тела, настолько душевные грехи пагубнее плотских. Свободу, но не как самоцель, а как условие добродетели, из которой высшая – любовь. Высшая и раскрывающаяся в полноте как венец всех добродетелей, но с самого начала жизни по вере действующая как жизненный нерв и критерий истинности всех наших мотивов и целей.

«Какое приобретение от поста, молитвы, бдения, когда нет мира и любви и прочих плодов духовной благодати, какие перечисляет святой Апостол?» – риторически вопрошает прп. Макарий Египетский.

Этими словами нисколько не принижается достоинство поста и молитвы. Указывается лишь на их служебное, вспомогательное значение.

«Иоанн Богослов говорит: „Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя“ (1 Ин. 3; 8). Дела же диавола, – учит прп. Симеон Новый Богослов, – суть всякий грех – зависть, ложь, лукавство, ненависть, вражда, злопамятство, клевета, гнев, ярость, гордость, тщеславие, немилосердие, лихоимство, хищение, неправда, похоть злая, спорливость, бранчивость, задорность, пересмешки, клятьбы, богозабвение, бесчеловечие и всякое другое зло. Итак, тем, кои именуются христианами и делают такие дела диавола, что пользы от того, что они именуются христианами, когда явление Сына Божия не разрушило в них этих дел диавольских? Если кто скажет, что некоторые из таковых изъясняют Божественные Писания, богословствуют, проповедуют православные догматы, да ведает, что не в этом состоит дело Христово. Иоанн Богослов не говорит: «Сего ради явися Сын Божий», да богословствуют и да православствуют некоторые, но „да разрушит дела диаволя“».

Плод – цель любой деятельности, у каждой – свой. Соответственно и у поста должны быть, как сказано выше, «мир и любовь и прочие плоды духовной благодати». Пост, соблюдаемый жестко, может оказаться бесплодным; пост, смягченный по немощи (объективно, а не в угоду своим страстишкам), если он соблюдается со смирением и старанием хранить себя на путях заповедей, может принести сторичный плод.

 


Последние новости Северной Осетии-Алании по теме:
Петропавловский пост: что позволительно и что полезно

Петропавловский пост: что позволительно и что полезно - Владикавказ
Протоиерей Игорь Прекуп   Если это пост, приготовительный к дню свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла , то ему бы Петро-Павловским надо называться?Двадцатый год как священник, а только сейчас подумалось:
03:01 15.06.2017 Vestiyuga.Ru
- Владикавказ
Протоиерей Игорь Прекуп   Если это пост, приготовительный к дню свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла , то ему бы Петро-Павловским надо называться?Двадцатый год как священник, а только сейчас подумалось:
00:01 15.06.2017 Владикавказская и Махачкалинская Епархия
 
По теме
Александр Матовников встретился с представителями религиозных конфессий Северной Осетии - Администрация РСО-А Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников , открывая встречу с представителями религиозных конфессий,
17.07.2018
В Москве задержали бывшего муфтия Северной Осетии Али Евтеева - Газета Слово В Москве был задержан и через несколько часов отпущен бывший муфтий Северной Осетии Али Евтеев, покинувший страну в 2010 году после скандального интервью с Яной Амелиной, в котором Евтеев рассказал о том,
16.07.2018
 
Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси - Владикавказская и Махачкалинская Епархия 14 июля 2018 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Екатеринбурге состоялось заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает  Патриархия.ru .
15.07.2018
ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года - Владикавказская и Махачкалинская Епархия 14 июля 2018 года в Екатеринбурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
15.07.2018
 
Александр Матовников встретился с представителями религиозных конфессий Северной Осетии - Администрация РСО-А Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников , открывая встречу с представителями религиозных конфессий,
13.07.2018
Александр Матовников встретился с представителями религиозных конфессий Северной Осетии - Глава Республики Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников , открывая встречу с представителями религиозных конфессий,
13.07.2018
 
18 июля ровно 40 дней как ушел из жизни настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланское подворье) Георгий (Бестаев).
13.07.2018
 
В Алагирском районе нашли пропавшего накануне шестилетнего ребенка - ГТРК Алания В Алагирском районе нашли пропавшего накануне шестилетнего ребенка. Как сообщает пресс-служба республиканского МЧС, мальчика обнаружили в районе пяти часов утра группа добровольцев и егерей.
17.07.2018 ГТРК Алания
Сегодня утром благодаря совместным усилиям сотрудников правоохранительных органов, МЧС и волонтеров удалось спасти жизнь 6-летнего мальчика, пропавшего в Алагире вчера днем - Следственный комитет 16 июля 2018 года примерно в 15 часов в следственные органы поступило сообщение об исчезновении со двора дома в городе Алагире 6-летнего мальчика.
17.07.2018 Следственный комитет
Сотрудники  Росгвардии  приняли участие в благоустройстве спортивной площадки и территории Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце».
21.06.2018 Газета Слово
Александр Матовников встретился с представителями религиозных конфессий Северной Осетии - Администрация РСО-А Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Матовников , открывая встречу с представителями религиозных конфессий,
17.07.2018 Администрация РСО-А
В Москве задержали бывшего муфтия Северной Осетии Али Евтеева - Газета Слово В Москве был задержан и через несколько часов отпущен бывший муфтий Северной Осетии Али Евтеев, покинувший страну в 2010 году после скандального интервью с Яной Амелиной, в котором Евтеев рассказал о том,
16.07.2018 Газета Слово
Социальные кнопки для Joomla Торжественный прием в канун священного праздника Ураза-байрам 14 июня в селе Кизляр устроила мусульманская община Моздокского района.
27.06.2018 Моздокский вестник
На празднование 10-летия Дня признания независимости Южной Осетии Россией, которое пройдет в республике в августе этого года, пригласили лидеров одиннадцати государств, сообщает пресс-секретарь президента РЮО Дина Гассиева.
25.06.2018 Газета Слово
Гармониста из Осетии единственного с Кавказа пригласили на международный фестиваль «Играй, гармонь» - Газета Слово Студент 4 курса республиканского колледжа культуры Максим Габоев стал единственным музыкантом с Северного Кавказа, кого пригласили принять участие в пятом международном фестивале «Играй, гармонь».
16.07.2018 Газета Слово
Молодые литераторы Северного Кавказа съехались во  Владикавказ для совершенствования  своего писательского мастерства - Газета Слово Известные публицисты России и Зарубежья в течение трех дней во Владикавказе будут совершенствовать творческие  навыки  молодых литераторов Северного Кавказа в рамках XVIII Международного форума молодых писателей.
16.07.2018 Газета Слово
Заключительное выступление Валерия Гергиева и Мюнхенского филармонического оркестра в сезоне 2017/2018, состоится 14 июля, об этосм сообщает официальный сайт Мариинского театра.
13.07.2018 Газета Слово
Национальный государственный театр оперы и балета Северной Осетии сегодня презентует в Питере на сцене Мариинского театра оперу «Коста», в режиме онлайн постановку смогут увидеть зрители со всех уголков мира.
11.07.2018 Газета Слово
Федерация бокса России предупредила Усика о проблемах в случае срыва боя с Гассиевым - Газета Слово По словам генерального секретаря Федерации бокса России Умара Кремлева, срыв финального боя Всемирной боксерской суперсерии против россиянина Мурата Гассиева может повлечь за собой серьезные последствия для украинского б
16.07.2018 Газета Слово
Суд арестовал на 15 суток мужчину, выбежавшего на поле во время финальной игры ЧМ - Газета Слово  Хамовнический суд Москвы признал виновным и назначил 15 суток административного ареста лидеру арт-группы "Война" Петру Верзилову, выбежавшему на поле во время финального матча чемпионата мира по футболу,
17.07.2018 Газета Слово
Глава республики провел селекторное совещание с кабмином - Глава Республики Глава республики Вячеслав Битаров в режиме видеоконференции провел совещание с кабинетом министров, посвященное ходу выполнения поручений председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.
17.07.2018 Глава Республики
На исполнение майских указов Президента регионам выделят до 8 трлн рублей - Глава Республики Глава РСО-Алания Вячеслав Битаров принял участие в заседании правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, которое провел заместитель Председателя Правительства России Виталий Мутко .
17.07.2018 Глава Республики
Вячеслав Битаров: Увеличение производства молочной продукции является приоритетным направлением развития отрасли животноводства - Администрация РСО-А Находясь в рабочей командировке в Москве, Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров встретился с первым заместителем министра сельского хозяйства Российской Федерации Джамбулатом Хатуовым .
16.07.2018 Администрация РСО-А
18 июля с 09:00 до 16:00 будет ограниченно водоснабжение абонентов МКР-19 и ул.Дзусова (от ул.Весенней до ул.Владикавказской) в связи с проведением необходимых работ на водоводе.
17.07.2018 Администрация г. Владикавказ
Жители  11 линии поселка Заводской, которых уже многие  годы беспокоит проблема отсутствия воды, сообщили газете «Слово», что на данный момент их ситуация с водоснабжением решена.
16.07.2018 Газета Слово