Преподавание литературы в школе как стихийное бедствие и повод для вмешательства МЧС

Фото: osradio.ru
В преподавании литературы в современной школе меня не устраивает ничего: ни программа, ни методы, ни способы проверки полученных знаний. Это может вызвать некоторое недоумение у людей, учившихся в школах Советского Союза, потому что для них литература была одним из самых важных, а иногда даже любимых предметов, но связь времен давно распалась, от чего образование пострадало едва ли не больше всех остальных сфер человеческой жизни, а гуманитарное образование, на мой взгляд, просто уничтожено дотла. Боюсь, что безвозвратно. Многолетние наблюдения за студентами, общение со старшеклассниками позволяют сделать несколько умозаключений, печальных и безнадежных, которые, по-моему, стоит проговорить. Общий вывод о преподавании литературы в школе таков: предмет стал абсолютно мертвым, скучным, лишенным творческой энергии, что немедленно сказывается на общем уровне культуры в стране. А ведь именно литература - это то, что мы, россияне, смело можем предъявлять миру и чем мы вправе гордиться всерьез, по самому большому счету. Итак, говорить буду о сильных учениках. Слабые либо ленивы, либо не так способны, как хотелось бы педагогам и родителям, а вот проблема сильных чаще всего в том, что их не научили, им не показали и не объяснили то, что должны были показать и объяснить. В целом выпускники часто очень неплохо знают содержание многих текстов, кроме традиционно не читаемых «Войны и мира», «Тихого Дона» и так далее. Умеют пересказать сюжет. Внятно характеризуют героев. Хорошо обстоят дела с определением тематики и проблематики. То есть вопрос «ЧТО» вполне осваивается в школьном курсе литературы. Вопрос «КАК» близок по уровню понимания к нулю. Текст, который от пересказа «своими словами» ничего не теряет, к литературе не имеет никакого отношения. Но молодые люди совершенно не умеют анализировать то, каким образом сделано произведение, какими нотами, мазками пользовался автор, чтобы донести соответствующую мысль. К примеру, налицо незнание способов характеристики героев. Минусовой уровень. А ведь образ создается не только демонстрацией черт характера, но и теми приемами, которые задействованы автором. Самый удачный пример, который знали все советские школьники, - помещики Гоголя: там и портреты, и интерьеры, и пейзажи, и речь, и способ оформлении документов о покупке мертвых душ (Манилов перевязал важную бумагу голубой ленточкой, а Плюшкин все незаполненные пространства листа густо исписал именами своих умерших крепостных. Припоминаете? А есть совершенно уникальные способы характеристики: Пушкин любит смотреть на героев через круг их чтения. Он бы умер второй раз, если бы познакомился с тем, что заставляют читать наших детей. Не помогло бы даже то, что он считается абсолютным номером один в программе по литературе). Плохо со стихами. Наизусть не знают почти ничего. Отсутствие хорошей памяти - похоже, бич молодого поколения, привыкшего по каждому вопросу обращаться к компьютеру, поэтому не утруждающего себя запоминанием. Способов борьбы с этим не вижу. Но то, что страшновато, чувствую отчетливо. Найти указанные так называемые средства изобразительности, например, эпитеты, противопоставления, некоторые выпускники могут, а объяснить, для чего автор к ним обратился, - никак. Сравнение? Вот оно! Пожалуйста. Зачем Лермонтов (пусть будет он в качестве примера) сопоставляет Печорина и Грушницкого? Что мы можем из этого извлечь? Тишина в ответ. Стихотворные размеры практически НИКТО из моих подопечных определять не умеет. За редчайшим и потому особенно ценным исключением. То есть не просто ямб от хорея отличить не в состоянии, но и объяснить, как этот самый ямб выглядит, что он из себя представляет, с чем его «употребляют в пищу» - неа. Но и это все мелочи, пустяки и ничто по сравнению с главными моими претензиями к существующему подходу к художественным текстам. Первое. Хронология, смена направлений в искусстве, смена господствующего типа положительного героя... Это все по нулям! Писатели и поэты существуют сами по себе, не вписываются ни в какие системы и цепочки. Даже как-то странно. Похоже на коробку, куда сбросили пазлы от разных картинок, а теперь пытаются собрать из обрезков нечто вразумительное. Нам все-таки давали в советские времена «рамку», а не отдельные пазлы. Можно было не знать какой-то кусочек общей картины, но понимать, о чем она, как она должна выглядеть, в каком стиле она создана. Сейчас внятной СИСТЕМЫ в знаниях гуманитарного цикла нет. Какие-то обрывки, ошметки и лоскутки информации, мертвой и не имеющей перспективы быть востребованной. Второе. Распутин и Васильев (список можно продолжить) - замечательные авторы, но их никак нельзя назвать современными. Хоть какое-то приблизительное представление о текущей литературе все-таки необходимо. Место этого вида искусства в мире изменилось. Нельзя об этом молчать. Иначе мы выглядим некомпетентными перед собственными детьми. Процесс изучения литературы совершенно оторван от реальной жизни. Почему нельзя упомянуть авторов и тексты, о которых редко, но все-таки говорят по телевизору, пишут в социальных сетях? Не только Маринина представляет современный литературный процесс. Есть достойные фигуры! Что касается классики, то тоже нужен упор на актуальность. Почему вокруг нас сегодня нет Онегиных и Лариных, зато полно Молчалиных и Чичиковых в худшем варианте. Что происходит? Где Чацкие? Ау! Что стало теперь с Обломовыми? Как они там, на диване, себя чувствуют в начале ХХI века? Интересно же! Живо! Третье - для совсем продвинутых выпускников. Для тех, кто идет на филологию или на журналистику. Бог в деталях! Нужно, чтобы на мелочи, казалось бы, было обращено достойное этих мелочей внимание. Как характеризует Ольгу Ильинскую то, что она поет «Casta Diva»? (И дать бы ученикам это послушать! В идеале, конечно). Почему в символе России, «Руси-тройке», едет не совсем благородный герой, Чичиков? Каким образом Онегин пытался предотвратить дуэль с Ленским? А ведь он пытался! Почему автором избран тот или иной эпиграф? Все это очень важно и, что особенно приятно, чрезвычайно интересно, так что на эти и подобные вопросы нельзя не отвечать на уроках литературы. И именно такие задачи позволяют обратиться к типу литературоведения, который похож на детектив, на поиск того или иного ответа, что сразу включает какие-то прекрасные, плохо изученные механизмы развития мозга. Но мне сейчас хочется отнестись к преподаванию литературы в школе именно как к преступлению и понять - где виновник и что с ним делать. Лучше уж вообще этот предмет сделать не оцениваемым. Совсем. Пусть подростки рефлексируют по поводу текстов в любую сторону, как это принято в американской и европейской системах образования, где по любому гуманитарному поводу пишутся эссе. Что такое эссе? Поток сознания на заданную тему. Точных критериев оценок и требований нет. И слава Богу. Это лучше, чем отвечать на вопросы ЕГЭ по литературе, где почему-то надо помнить, кто из героев носил циммермановскую шляпу (что это дает для понимания образа - ума не приложу) или кому из персонажей принадлежит та или иная невыразительная реплика. С сочинениями все так печально, что это требует отдельного разговора. Из них ушло ТВОРЧЕСКОЕ начало, то есть именно то, для чего они, собственно, предназначены. Сейчас сочинения штампуются конвейерным способом по шаблонам, и это просто трагическая для меня история. У меня нет ответов, простите. Я бы начала с программы, где присутствовали бы тексты, которые детям интересны: приключения, детективы, романтические истории... Да, и Гарри Поттер тоже! На его примере можно о многом поговорить. Зато отвращения к чтению у детей не будет. А чтобы прочитали, можно придумать какие-то задания: например, сравнить фильм с книгой. Я бы не оценивала вообще! Но очень поощряла бы за оригинальность трактовок, а не за то, что созданные школьниками тексты соответствуют нормам. Я бы использовала литературу для разговора о том, с чем ученики встретятся во взрослой жизни. Но у современных педагогов на все это времени нет: они пишут отчеты и планы, потом планы и отчеты. И по кругу - по кругу - по кругу. Караул! http://gradus.pro/karaul/
 
 
По теме
 
Победа команды«Сталь» СКГМИ (ГТУ) в суперкубке Чемпионата по технологической стратегии в металлургии на Международном молодёжном форуме "ТИМ БИРЮСА 2018" - СКГМИ(ГТУ) Победители отборочного этапа Чемпионата по технологической стратегии в металлургии "Metal-Cup 2018" команда "Сталь" с11 по 17 июля приняла участие в Международном форуме «ТИМ «Бирюса 2018»,
20.07.2018
С днем рождения! - Единая Россия Сегодня свой день рождения отмечает депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель Председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи,
20.07.2018
 
image - Прокуратура Сегодня, под председательством прокурора республики Владимира Векшина состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры РСО-Алания по подведению итогов работы за первое полугодие 2018 года.
19.07.2018
В спецконкурсе разведподраделений ЮВО в Северной Осетии приняли участие более 100 военнослужащих - ГТРК Алания На горном полигоне в Северной Осетии завершились комплексные соревнования военнослужащих разведывательных подразделений Южного военного округа (ЮВО) по тактико-специальной, огневой, инженерной,
19.07.2018
Наш девиз четыре слова: Тонешь сам  –  топи другого. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело в отношении 51-летней жительницы селения Эльхотово.
20.07.2018 МВД Республики Северная Осетия – Алания
Налоговым кодексом РФ ежемесячные выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц.
20.07.2018 Прокуратура
В отношении 54-летнего жителя Владикавказа возбуждено уголовное дело. Он подозревается в изнасиловании несовершеннолетнего ребенка, сообщает пресс-служба следственного управления СКР по нашей республике.
18.07.2018 Газета Слово
Известные публицисты России и Зарубежья в течение трех дней во Владикавказе будут совершенствовать творческие  навыки  молодых литераторов Северного Кавказа в рамках XVIII Международного форума молодых писателей.
16.07.2018 Газета Слово
Студент 4 курса республиканского колледжа культуры Максим Габоев стал единственным музыкантом с Северного Кавказа, кого пригласили принять участие в пятом международном фестивале «Играй, гармонь».
16.07.2018 Газета Слово
Заключительное выступление Валерия Гергиева и Мюнхенского филармонического оркестра в сезоне 2017/2018, состоится 14 июля, об этосм сообщает официальный сайт Мариинского театра.
13.07.2018 Газета Слово
В международном турнире по мини-футболу среди детей-сирот примет участие команда из Северной Осетии - Глава Республики Футбольная команда из Северной Осетии примет участие в международном турнире по мини-футболу среди команд воспитанников детских центров для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также школ-интернатов.
20.07.2018 Глава Республики
В международном турнире по мини-футболу среди детей-сирот примет участие команда из Северной Осетии - Глава Республики Футбольная команда из Северной Осетии примет участие в международном турнире по мини-футболу среди команд воспитанников детских центров для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также школ-интернатов.
20.07.2018 Глава Республики
Совет по предпринимательству будет решать задачи на отраслевом уровне - Глава Республики Председательствуя на состоявшемся сегодня первом заседании Совета по предпринимательству при Главе РСО-Алания, Вячеслав Битаров нацелил участников на проработку системных проблем развития бизнеса.
20.07.2018 Глава Республики
Дорожники проводят ремонтные работы на подъезде к селению Ставд-Дурт. В первую очередь полоса отвода дороги очищается от старых деревьев, обочина выравнивается грейдером и подсыпается гравием.
19.07.2018 ГТРК Алания