Продвинутая медицина

Сегодня   попасть к участковому терапевту или узкому специалисту в наших медицинских учреждениях не так уж и просто. Приведу пример из личной жизни: недавно пришла в поликлинику, встала в очередь, а  в ней уже было человек десять. Каждый хотел быстрее попасть в кабинет врача, но лишь тем, кто наглее, удавалось проскользнуть мимо очереди с фразами: «я только спрошу» или «мне лишь забрать медкарту». В течение почти двух часов я терпеливо ожидала своей очереди и с грустью думала о том, что уже в некоторых регионах есть возможность по предварительной записи прийти точно в назначенное время в медицинское учреждение… 

А когда у нас наступят такие времена? И можно ли уже сегодня записаться к доктору заранее? Если да, то как это сделать среднестатистическому жителю республики? На эти и другие вопросы корреспондента «СО» отвечает начальник   Медицинского информационно-аналитического центра Минздрава РСО-А Аслан   Майрамукаев.

–    Аслан, прежде всего, разъясните, пожалуйста, что такое  информатизация здравоохранения?

–   

. Государство уделяет этому вопросу большое значение. В послании Президента Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию говорится о необходимости наращивать   уровень информатизации здравоохранения, чтобы сделать удобной и простой запись на прием и ведение документации. Нужно освободить врачей от рутины, от заполнения вороха отчетов и справок, дать им больше времени для непосредственной работы с пациентами". Еще одним важным толчком для развития информатизации здравоохранения стал проект Министерства здравоохранения РФ «Бережливая поликлиника», одним из основных принципов которого является внедрение в процесс оказания  медицинской помощи современных информационных   технологий. С их применением мы совершенствуем процессы оказания медицинской помощи

 

 

–      Наример возможность записи через электронную регистратуру или контакт-центр, электронные больничные листы и льготные рецепты, электронная медицинская карта и другие виды электронного медицинского документооборота.

– И когда эти технологии начнут работать в нашем, республиканском, здравоохранении?

–    Вообще информатизация здравоохранения началась в 2012 г. как подпрограмма модернизации здравоохранения. Тогда на эти цели были выделены порядка 93 млн. рублей. Были закуплены компьютерная техника и программное обеспечение. К сожалению, оборудование должным образом не было передано организациям, оформлено и  поставлено ими на учет, и, соответственно, в течение более 4 лет не эксплуатировалось. Поэтому по направлению  информатизации республиканское здравоохранение по всем параметрам отставало. Лишь с 2016 г. ситуация стала меняться. Мы оформили передачу оборудования больницам и поликлиникам, подняли вопросы по запуску информационных систем. Хотя перед нами и стоят определенные трудности с учетом ограниченности финансирования, но мы их планомерно решаем.

–    Расскажите как у нас обстоят дела с   электронной записью к врачу?

–      Для пациентов электронная запись к врачу, пожалуй, играет самую значимую роль. Поэтому наша задача – как можно скорее привести расписание врачей в порядок, установить инфоматы, научить персонал работать с ними, чтобы они могли консультировать людей. Основной акцент делается на том, чтобы пациент мог записаться предварительно и не терял время на очереди. Ведь вы знаете, что возможности каждого врача ограничены, и многим из нас приходилось ждать часами, чтобы попасть к врачу, а иногда и не попасть вовсе. При внедрении предварительной электронной записи подобные  ситуации исключаются. Однако может получиться так, что, допустим,  на сегодня врач уже занят, но ты сразу это видишь. Тебе говорят, что в этот день не получится попасть к врачу, и предлагают другое удобное время. При этом обращаю на это ваше внимание, все экстренные больные обслуживаются вне очереди, в штатное расписание поликлиники вводится новая должность «дежурный врач» который окажет медицинскую помощь в экстренных случаях без очереди,   также есть возможность выписать «нулевой» талон для тех, кому нужен осмотр узкого специалиста в день обращения. Могу сказать, что  с февраля текущего года электронная запись активно внедряется во все поликлиники  города.

– А как можно записаться к врачу?

– Во-первых, как и раньше –  через регистратуру. Так же - через инфомат, порталы: gosuslugi . ru , регистратура15 , а также единый контакт-центр Минздрава по телефону: 33- 33- 55.  Он пока работает в тестовом режиме, к нему подключены только 5 поликлиник Владикавказа, но до конца июля подключим и остальные.

– Вы сказали, что внедряется электронный документооборот. Имеется ввиду   внутри одной медицинской организации или между отдельными?

– Это обмен документами, в том числе и юридически значимыми, в электронном виде как внутри одной организации, так   и между разными. Как пример - электронные рецепт и больничный. К сожалению, пока федеральная нормативная база регламентирует использование наряду с электронным и   бумажный документооборот. При этом избежать дублирования работы можно, если специалист оформляет документ в системе и распечатывает из нее, но ни в коем случае не наоборот: пишет от руки и потом только вбивает в систему и распечатывает.

В настоящее время мы сосредоточили компьютерную технику в нескольких медорганизациях, чтобы у каждого врача был доступ к медицинским системам. К сожалению, сейчас получается так, что на осмотр уходит несколько минут, а на то, чтобы заполнить   документы – в два раза больше. Поэтому наша задача – минимизировать ввод этой информации. Если в регистратуре на пациента уже заведена медицинская карта в электронном виде, то вся информация о нем отражается у врача и он вносит только свои отметки на основании уже готового шаблона.

Могу привести еще такой пример: врач может выписывать направление к узкому специалисту или на исследования электронно, при этом сразу указав дату и время, и пациент сможет попасть без очереди. То есть, по своей базе он уже видит, есть ли свободное время.

К документообороту относятся и справки о рождении и смерти. Работаем над переводом в электронный вид этих документов. Готовим нормативную документацию. До сих пор в нашем ведомстве не было электронного учета рожденных и умерших, теперь будем вести свой регистр.

– Чтобы перевести весь документооборот на электронную базу,   понадобится немало сил и терпения…

– Да, и мы уже провели довольно серьезную работу. Например,  налажен обмен данными территориальным фондом ОМС и страховыми организациями, мы получаем оперативные сведения обо всех застрахованных  гражданах, есть единая база,  куда внесены данные наших пациентов. Мы с ней работаем, регулярно ее актуализируя.

– В связи с этим хочется вспомнить недавнюю историю с путаницей списков прикрепленного населения в поликлиниках №№ 7 и 4, когда около 15 тысяч пациентов одной поликлиники вдруг оказались в ведении другой, хотя ни заявления не писали об откреплении, ни территориально к ней не относятся…

– Как раз на предотвращение подобных ситуаций и направлены наши усилия. Раньше у поликлиник была своя база прикрепления и между ними постоянно возникали споры по количественному составу. Условно говоря, одни и те же пациенты одновременно могли находиться в разных списках. Сейчас мы эту проблему устранили. Медицинские организации откорректировали списки, сформировали единую базу прикрепленного населения,  четко  обозначив в ней границы.

– А какая информация будет храниться в электронной карте?

– Электронная медкарта – это сердце нашего проекта. Основная ее цель – собрать всю информацию о здоровье пациента  в одном доступном для врача месте.

– Все то, что есть   сегодня в бумажных медицинских книжках, теперь переводится в электронную базу медицинского учреждения?

– Совершенно верно. В специальной   защищенной системе. Вся информация о пациенте будет храниться в общей базе     и, придя в другое учреждение, ему не надо будет нести с собой карту, а медорганизациям делать запрос. В электронную медицинскую карту   будет стекаться и аккумулироваться   вся информация о диагнозе, состоянии больного в целом, обо всех медицинских манипуляциях, мероприятиях, связанных с этим человеком, где бы они ни происходили, даже за пределами республики.  И наша задача – сделать это по всей республике и как можно скорее.

– А что мешает этому?

– Прежде всего, у каждого врача должен быть персональный компьютер с локальной защищенной сетью для того, чтобы получать доступ к базе и вводить сведения о результатах анализов, осмотрах. Но чтобы оснастить оргтехникой персонал на 80% нужно порядка 2,5 тысяч компьютеров. Все это упирается в очень серьезные деньги.

Тем не менее, мы перераспределили имеющуюся оргтехнику и полностью дооснастили ДРКБ, Детскую поликлинику №1 и взрослую Поликлинику №1. В настоящее время идет монтаж локальной сети и уже скоро врачи в этих учреждениях смогут полноценно вести электронную карту. Сотрудники других медорганизаций   тоже проходят  обучение и постепенно вовлекаются в это дело.  И тут я бы отметил еще одну проблему – необходимость обучения медицинского персонала. К сожалению процесс обучения очень медленный, поэтому для полноценного перехода к электронной карте даже при наличии техники еще понадобится какое-то время.

– Что такое электронная карта – понятно. А что значит электронная консультация?

– В последнее время много говорится о телемедицине – удаленной медицинской консультации. Существует два ее вида: по принципу врач- врач , когда информация о больном от врача передается другому специалисту для совместного диагноза, и врач-пациент : сложная операция может транслироваться удаленной группе хирургов, чтобы провести мини консилиум.

В Северной Осетии первый вид применяется достаточно активно, например, оснастили станцию «скорой помощи» г.Владикавказ кардиопультами, что позволяет врачу в сложной ситуации запросить дополнительную консультацию у специалистов из сосудистого центра РКБ и Бесланского медцентра, оперативно передав им сведения. Также мы внедрили систему видеоконференцсвязи между клиниками, которая позволяет проводить дистанционное обучение медицинских работников во время конференций и симпозиумов. В ближайшее время планируем объединить все наши  операционные в единую сеть со специальными камерами с высоким разрешением, это позволит при необходимости оперативно подключать специалистов для медицинских консультаций в сложных или экстренных случаях.

Есть еще важное направление – мониторинг - сбор статистической информации с медучреждений в электронном виде для принятия каких-либо управленческих решений. Чтобы качественно управлять процессами в здравоохранении, необходимо получать оперативную информацию о количественной и качественной работе, анализировать ее.  Для этого существуют различные системы мониторингов и отчетов.

– Конечно, в силу определенных обстоятельств все эти нововведения не заработают в полную силу сразу, одномоментно…

– Безусловно, но процесс идет и постепенно информационные технологии завоевывают себе все большее пространство в здравоохранении.

– А как с защитой частной медицинской информации?

–    Действительно, это очень важный момент. Медицинская информация  имеет самую высокую степень важности и должна быть защищена должным образом, большое внимание этому уделяем и мы. На этот год впервые Минздравом запланированы средства на организацию защищенных каналов связи, на защиту центра обработки данных. Работу по организации системы защиты информации будем проводить непрерывно.

– Ну и в завершении хотелось бы  спросить о сроках завершения информатизации…

– У этого процесса нет сроков, он постоянный, неизменно совершенствуясь. Но очень хотелось поскорей оснастить техникой медицинские организации и обучить медицинский персонал работе с информационными системами, тогда дело пойдет быстрее... 

 

Нателла Гогаева,

Пресс-служба Министерства здравоохранения РСО-Алания

 


Последние новости Северной Осетии-Алании по теме:
Продвинутая медицина

Продвинутая медицина - Владикавказ
Сегодня   попасть к участковому терапевту или узкому специалисту в наших медицинских учреждениях не так уж и просто.
19:04 12.07.2017 Vestiyuga.Ru
- Владикавказ
Сегодня  попасть к участковому терапевту или узкому специалисту в наших медицинских учреждениях не так уж и просто.
18:01 12.07.2017 Министерство здравоохранения
 
По теме
 
Каждую среду от районной поликлиники отходит "Газель", пассажиры которой – жители Ардона и сельских поселений, получившие направления на консультацию в медицинские учреждения Владикавказа.
03.08.2017
Свободное время заказывали? - Министерство здравоохранения Время от обращения пациента в регистратуру до окончания приема сократится со 130 до 40 минут.
03.08.2017
 
Ардонская больница стремится стать центром - Министерство здравоохранения Каждую среду от районной поликлиники отходит "Газель", пассажиры которой – жители Ардона и сельских поселений, получившие направления на консультацию в медицинские учреждения Владикавказа.
03.08.2017
В детской поликлинике №1 продолжается реализация пилотного проекта «Бережливая поликлиника».
01.08.2017
 
Прокурор Северо-Западного района г. Владикавказа утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего руководителя одного из крупнейших медицинских учреждений республики.
26.07.2017
 
Прокурор Северо-Западного района г. Владикавказа утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего руководителя одного из крупнейших медицинских учреждений республики.
26.07.2017
Наш девиз четыре слова: Тонешь сам  –  топи другого. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело в отношении 51-летней жительницы селения Эльхотово.
20.07.2018 МВД Республики Северная Осетия – Алания
Налоговым кодексом РФ ежемесячные выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц.
20.07.2018 Прокуратура
В отношении 54-летнего жителя Владикавказа возбуждено уголовное дело. Он подозревается в изнасиловании несовершеннолетнего ребенка, сообщает пресс-служба следственного управления СКР по нашей республике.
18.07.2018 Газета Слово
Известные публицисты России и Зарубежья в течение трех дней во Владикавказе будут совершенствовать творческие  навыки  молодых литераторов Северного Кавказа в рамках XVIII Международного форума молодых писателей.
16.07.2018 Газета Слово
Студент 4 курса республиканского колледжа культуры Максим Габоев стал единственным музыкантом с Северного Кавказа, кого пригласили принять участие в пятом международном фестивале «Играй, гармонь».
16.07.2018 Газета Слово
Заключительное выступление Валерия Гергиева и Мюнхенского филармонического оркестра в сезоне 2017/2018, состоится 14 июля, об этосм сообщает официальный сайт Мариинского театра.
13.07.2018 Газета Слово
В международном турнире по мини-футболу среди детей-сирот примет участие команда из Северной Осетии - Глава Республики Футбольная команда из Северной Осетии примет участие в международном турнире по мини-футболу среди команд воспитанников детских центров для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также школ-интернатов.
20.07.2018 Глава Республики
В международном турнире по мини-футболу среди детей-сирот примет участие команда из Северной Осетии - Глава Республики Футбольная команда из Северной Осетии примет участие в международном турнире по мини-футболу среди команд воспитанников детских центров для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также школ-интернатов.
20.07.2018 Глава Республики
Совет по предпринимательству будет решать задачи на отраслевом уровне - Глава Республики Председательствуя на состоявшемся сегодня первом заседании Совета по предпринимательству при Главе РСО-Алания, Вячеслав Битаров нацелил участников на проработку системных проблем развития бизнеса.
20.07.2018 Глава Республики
Дорожники проводят ремонтные работы на подъезде к селению Ставд-Дурт. В первую очередь полоса отвода дороги очищается от старых деревьев, обочина выравнивается грейдером и подсыпается гравием.
19.07.2018 ГТРК Алания