К вопросу происхождения поминального обряда «сабатбонта»

Фото: osradio.ru

В древности говорили: «По тому, как провожают человека в последний путь, можно судить о духовной культуре народа». Но мы, вопреки обычаям зачем-то выдумываем какие-то новые обряды. Это, прежде всего, касается такого обычая как «сабатбонтæ».
Начнем с того, что обычай этот пришёл к нам из Северной Осетии. В древности он не был общим для всей Осетии, хотя отмечается у исследователей осетинского быта, и правильно назывался «сабатизæр» (букв. вечер субботы), поскольку справлялся в пятницу вечером, справлялся на кладбище и исключительно женщинами.
Как свидетельствуют информаторы сабатизæр раньше справля­ли еженедельно в течение года. Замужние женщины – родственницы и близкие соседки приходили на кладбище с продуктами и напитками, оплакивали покойника и здесь же угощались. Позже сабатизæр выполняли в течение семи недель после погребения, а ещё позже сократили их до трёхразового посещения. Но в одно время подобные посещения кладбищ были даже ежедневными, покойникам готовили их любимые кушанья, которые относили на могилу. Позже, в виду чрезмерной обременительности, как писал Г.Ф. Чурсин, «ежедневное кормление сменяется еженедельным, хотя, обедая раз в неделю, казалось бы, трудно себя чувствовать сытым… и периодичность кормления делается всё реже и реже. Так возникает обычай поминальных обедов и приношений». Писал об этом обряде и Вс.Миллер: «Каждую пятницу вечером, в течение целого года, женщины семьи, в которой произошла смерть, забрав с собой продукты и напитки, идут на могилу, куда собираются замужние женщины аула и вдовы, и там после обычных приготовлений угощают всех пришедших. Вследствие этих угощений семья покойника отказывает себе во всём в течение года и живёт впроголодь». Далее Миллером отмечалось, что мужчины сильно восстают против этого обычая, однако женщины всячески отстаивают его. Ведь, образно говоря, посещение кладбища являлось для них своего рода «женским клубом». Но получается, что в настоящее время, мужчины все-таки одержали верх, и «сабатизæр», которые ранее справляли исключительно женщины, теперь стали приоритетом для мужчин.
У осетин к покойнику было двоякое отношение. Прежде всего, они выполняли обычаи предков, чтобы их не высмеяли сородичи и односельчане. Нельзя более оскорбить осетина, как сказать, что его мёртвые голодают. Во-вторых, они боялись умершего и старались его задобрить, выполняя все нужные обряды поминовения, ибо у покойника могли быть претензии к оставшимся членам семейства.
Встречается косвенное упоминание о сабатизæр и в нартском эпосе. «…Тотрадза похоронили. Целый год мать делала по нему, по обычаю нартов, поминки. Осталось по нему сделать только последний годовой сабатизæр». Далее читаем: «…Я так несчастна и бедна, что не могу тебе свободно, так как желает моё сердце, принести к твоей могиле сабатизæр!». И ещё: «Я у матери был единственный сын, трое спесивых всадников только из спеси меня убили. И сказал я матери: «Оружие моё со мной положи и трижды в ночь под субботу поминки мне устраивай».
В предложенных отрывках видно, что в сабатизæр участие принимали именно женщины, и не было там мужчин. Следовательно, если и следовать данному обряду, то категорически неприемлемо участие в нем мужчин. Более того, данный обряд не справляется в стенах дома.
Интерпретацию сабатизæр старшее поколение в Южной Осетии не помнит. Иными словами, у нас их, как подобие поминок, не справляли вообще. Конечно, женщины могли посещать могилу умершего под субботу, но никогда не накрывали столы дома. Это не было обычаем на юге Осетии, и появилась подобная трактовка в последние десятилетия. Неслучайно же многие, еще при жизни оставляют завещание, не делать им «сабатизæртæ». Поскольку этот обычай не был принят у нас. Но вольность в трактовках, когда каждый мнит себя знатоком поминальных обрядов, приводит к вот таким метаморфозам, не имеющих ничего общего с обычаями предков. Элементарно сейчас стали хоронить покойников в любой день недели, хотя раньше умерших не хоронили по понедельникам, средам и пятницам. Старшее поколение это прекрасно знает.
Считается, что осетины-южане переняли обычай сабатизæр в период грузино-осетинского конфликта, когда народ особенно переживал всплеск национального самосознания и интеграция и общность учитывалась во всем. В результате мы зачем-то заимствовали поминальные обряды не свойственные югу Осетии, с которыми, что интересно, сами северяне уже не первый год борются через прессу и телевидение. В частности, не раз было обращение всеосетинского движения «Стыр ныхас», где говорилось: «Пусть будет стыдно мужчинам, которые посещают сабатизæртæ», так как было известно, что этот обряд выполняли только женщины.
В заключении хочется сделать обращение к осетинской общественности, интеллигенции, к старшему поколению. Нужно вернуть истинные поминальные обычаи предков, не заниматься самовольством, интерпретировать по своему разумению тот или иной обряд и выдавать его за истину. Прежде всего, необходимо, отменить обильные æхсæвæртæ, делать их в соответствии с древними обычаями, а именно накрывать небольшой стол только для тех, кто бодрствует всю ночь возле умершего или на тот момент прибыл издалека. Прекратить подавать на æхсæвæртæ пироги, мясо, торты. Стыдно тем, кто их накрывает, и тем, кто их кушает. Наши предки подавали только постную пищу.
Что касается сабатизæр, то его надо полностью отменить. На юге Осетии подобное не было принято. У нас есть другие поминальные дни, пришедшие к нам сквозь века, для должного воздания внимания покойнику. И их тоже немало. Как говорится «Алкæмæн йæ мæрдтæ рухсаг». Мы не против поминок (их справляют в той или иной форме все народы мира). Мы против их разорительного масштаба и их грубого искажения. Сегодня мы говорим о разумном переосмыслении обрядов, очищении их от всякого рода наслоений и излишеств. Тем более, несвойственных югу Осетии.

Аза Кокоева,
кандидат исторических наук, научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева, этнолог
Газета "Республика"

 
 
По теме
 
Учитель как обслуга - Осетинское радио Произошло постепенное погружение в атмосферу зажатости - это не что иное, как самая настоящая психологическая, моральная и нравственная «духота».
06.06.2018
Институт географии РАН примет участие в разработке модельного закона «О развитии и охране горных территорий" - Осетинское радио Институт географии РАН примет участие в разработке модельного закона «О развитии и охране горных территорий» Статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Олег Хацаев выступил
05.06.2018
Парад 9 мая 2018 г - Администрация г. Моздок 9 мая 2018г.   колонну "Бессмертного полка" возглавили духовой оркестр в/ч 23511, знаменная группа в/ч 624467 и строй ветеранов - авиаторов.
24.05.2018
 
JPG Файл - МВД Республики Северная Осетия – Алания 20 апреля около 4 часов утра в де­журную часть республиканского МВД по­ступило сообщение о том, что в коммер­ческий магазин, расположенный по ули­це Цоколаева,14 незаконно проникли молодые люди.
15.06.2018 МВД Республики Северная Осетия – Алания
Социальные кнопки для Joomla Ночью неподалеку от перекрестка улиц Усанова и Проездной в г. Моздоке сотрудники полиции при личном досмотре жителя г. Дигоры И.
14.06.2018 Моздокский вестник
В Моздокском районе возбуждено уголовное дело в отношении 45-летнего местного жителя причинившего тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть родного брата.
08.06.2018 Газета Слово
«Здравствуй лето золотое!» - Министерство культуры Республиканская библиотека для слепых провела музыкально-поэтический праздник «Здравствуй лето золотое!» для детей-инвалидов с нарушениями зрения.
18.06.2018 Министерство культуры
Литературная неделя - Министерство образования и науки 14 июня в Технологическом колледже полиграфии и дизайна была открыта литературная неделя, посвященная 150-летию со дня рождения Максима Горького.
16.06.2018 Министерство образования и науки
Сотрудники осетинского  таможенного управления, досматривая на пограничном пункте пропуска «Верхний Ларс»  автобус, покидающий Россию в сторону Грузию,
14.06.2018 Газета Слово
Режиссер балета «Портрет Дориана Грея», премьера которого впервые пройдет сегодня во Владикавказе, Валерий Суанов  рассказал газете «Слово», почему выбрал для постановки английскую классику,
14.06.2018 Газета Слово
Оркестр Мариинки под управлением Гергиева впервые выступил в Саудовской Аравии - Газета Слово Оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в субботу впервые выступил в Саудовской Аравии на открытии Центра мировой культуры имени короля Абдель Азиза "Итра" в городе Дахран,
17.06.2018 Газета Слово
Туристы из регионов России присоединились к жителям высокогорного  села Камунта Дигорского ущелья, пообещавшим  дать звания почетных жителей села футболистам сборной страны, если они займут призовые места,
15.06.2018 Газета Слово
В конце июля в Северную Осетию привезут зубров из Окского питомника - ГТРК Алания В конце июля в Северную Осетию привезут зубров из Окского питомника. Как сообщает пресс-служба Минприроды республики, животных в конце 2017 года завез в Россию Фонд дикой природы из Швеции.
15.06.2018 ГТРК Алания
Учитель как обслуга - Осетинское радио Произошло постепенное погружение в атмосферу зажатости - это не что иное, как самая настоящая психологическая, моральная и нравственная «духота».
06.06.2018 Осетинское радио
С начала года Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания и его территориальными подразделениями проведена определенная работа по преду
17.06.2018 ГУ МЧС