К вопросу происхождения поминального обряда «сабатбонта»

К вопросу происхождения поминального обряда «сабатбонта»
Фото: osradio.ru

В древности говорили: «По тому, как провожают человека в последний путь, можно судить о духовной культуре народа». Но мы, вопреки обычаям зачем-то выдумываем какие-то новые обряды. Это, прежде всего, касается такого обычая как «сабатбонтæ».
Начнем с того, что обычай этот пришёл к нам из Северной Осетии. В древности он не был общим для всей Осетии, хотя отмечается у исследователей осетинского быта, и правильно назывался «сабатизæр» (букв. вечер субботы), поскольку справлялся в пятницу вечером, справлялся на кладбище и исключительно женщинами.
Как свидетельствуют информаторы сабатизæр раньше справля­ли еженедельно в течение года. Замужние женщины – родственницы и близкие соседки приходили на кладбище с продуктами и напитками, оплакивали покойника и здесь же угощались. Позже сабатизæр выполняли в течение семи недель после погребения, а ещё позже сократили их до трёхразового посещения. Но в одно время подобные посещения кладбищ были даже ежедневными, покойникам готовили их любимые кушанья, которые относили на могилу. Позже, в виду чрезмерной обременительности, как писал Г.Ф. Чурсин, «ежедневное кормление сменяется еженедельным, хотя, обедая раз в неделю, казалось бы, трудно себя чувствовать сытым… и периодичность кормления делается всё реже и реже. Так возникает обычай поминальных обедов и приношений». Писал об этом обряде и Вс.Миллер: «Каждую пятницу вечером, в течение целого года, женщины семьи, в которой произошла смерть, забрав с собой продукты и напитки, идут на могилу, куда собираются замужние женщины аула и вдовы, и там после обычных приготовлений угощают всех пришедших. Вследствие этих угощений семья покойника отказывает себе во всём в течение года и живёт впроголодь». Далее Миллером отмечалось, что мужчины сильно восстают против этого обычая, однако женщины всячески отстаивают его. Ведь, образно говоря, посещение кладбища являлось для них своего рода «женским клубом». Но получается, что в настоящее время, мужчины все-таки одержали верх, и «сабатизæр», которые ранее справляли исключительно женщины, теперь стали приоритетом для мужчин.
У осетин к покойнику было двоякое отношение. Прежде всего, они выполняли обычаи предков, чтобы их не высмеяли сородичи и односельчане. Нельзя более оскорбить осетина, как сказать, что его мёртвые голодают. Во-вторых, они боялись умершего и старались его задобрить, выполняя все нужные обряды поминовения, ибо у покойника могли быть претензии к оставшимся членам семейства.
Встречается косвенное упоминание о сабатизæр и в нартском эпосе. «…Тотрадза похоронили. Целый год мать делала по нему, по обычаю нартов, поминки. Осталось по нему сделать только последний годовой сабатизæр». Далее читаем: «…Я так несчастна и бедна, что не могу тебе свободно, так как желает моё сердце, принести к твоей могиле сабатизæр!». И ещё: «Я у матери был единственный сын, трое спесивых всадников только из спеси меня убили. И сказал я матери: «Оружие моё со мной положи и трижды в ночь под субботу поминки мне устраивай».


В предложенных отрывках видно, что в сабатизæр участие принимали именно женщины, и не было там мужчин. Следовательно, если и следовать данному обряду, то категорически неприемлемо участие в нем мужчин. Более того, данный обряд не справляется в стенах дома.
Интерпретацию сабатизæр старшее поколение в Южной Осетии не помнит. Иными словами, у нас их, как подобие поминок, не справляли вообще. Конечно, женщины могли посещать могилу умершего под субботу, но никогда не накрывали столы дома. Это не было обычаем на юге Осетии, и появилась подобная трактовка в последние десятилетия. Неслучайно же многие, еще при жизни оставляют завещание, не делать им «сабатизæртæ». Поскольку этот обычай не был принят у нас. Но вольность в трактовках, когда каждый мнит себя знатоком поминальных обрядов, приводит к вот таким метаморфозам, не имеющих ничего общего с обычаями предков. Элементарно сейчас стали хоронить покойников в любой день недели, хотя раньше умерших не хоронили по понедельникам, средам и пятницам. Старшее поколение это прекрасно знает.
Считается, что осетины-южане переняли обычай сабатизæр в период грузино-осетинского конфликта, когда народ особенно переживал всплеск национального самосознания и интеграция и общность учитывалась во всем. В результате мы зачем-то заимствовали поминальные обряды не свойственные югу Осетии, с которыми, что интересно, сами северяне уже не первый год борются через прессу и телевидение. В частности, не раз было обращение всеосетинского движения «Стыр ныхас», где говорилось: «Пусть будет стыдно мужчинам, которые посещают сабатизæртæ», так как было известно, что этот обряд выполняли только женщины.
В заключении хочется сделать обращение к осетинской общественности, интеллигенции, к старшему поколению. Нужно вернуть истинные поминальные обычаи предков, не заниматься самовольством, интерпретировать по своему разумению тот или иной обряд и выдавать его за истину. Прежде всего, необходимо, отменить обильные æхсæвæртæ, делать их в соответствии с древними обычаями, а именно накрывать небольшой стол только для тех, кто бодрствует всю ночь возле умершего или на тот момент прибыл издалека. Прекратить подавать на æхсæвæртæ пироги, мясо, торты. Стыдно тем, кто их накрывает, и тем, кто их кушает. Наши предки подавали только постную пищу.
Что касается сабатизæр, то его надо полностью отменить. На юге Осетии подобное не было принято. У нас есть другие поминальные дни, пришедшие к нам сквозь века, для должного воздания внимания покойнику. И их тоже немало. Как говорится «Алкæмæн йæ мæрдтæ рухсаг». Мы не против поминок (их справляют в той или иной форме все народы мира). Мы против их разорительного масштаба и их грубого искажения. Сегодня мы говорим о разумном переосмыслении обрядов, очищении их от всякого рода наслоений и излишеств. Тем более, несвойственных югу Осетии.

Аза Кокоева,
кандидат исторических наук, научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева, этнолог
Газета "Республика"

 
 
По теме
Трамвай по этому маршруту не ходит с августа прошлого года. Некоторые участки шпал пришли в негодность и стали неровными, межрельсовое полотно густо заросло сорной травой.
Обвинение предъявлено директору школы села Кизляр Моздокского района. «По версии следствия, обвиняемая не исполнила обязанность по созданию безопасных условий для обучения детей,
Уборку территорий планируется провести с апреля по май. "Потихоньку устанавливается тёплая погода, самое время приступить к весенним работам: очистить парки, улицы, тротуары и дворы от скопившихся за зиму грязи и мусора.
Сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по Правобережному району Северной Осетии совместно с оперативниками 3 ОРЧ ГУ МВД России по СКФО,
ОМВД Республики Северная осетия-алания
Во Владикавказе сотрудники коммунальных служб приступили к плановой промывке памятников и монументов. - Администрация г. Владикавказ Сезонную мойку начали с Иристонского района. Первыми отмыли монумент Дзаугу Бугулову и бюст Семёну Штыбу, затем наступила очередь памятника Владимиру Ленину.
Администрация г. Владикавказ
В результате проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РСО-Алания задержана ранее судимая 47-летняя жительница г. Новороссийска,
ОМВД Республики Северная осетия-алания
JPEG Файл - ОМВД Республики Северная осетия-алания В мероприятии, организованном в рамках Всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью» также приняла участие   специалист-эксперт управления по контролю за оборотом наркотиков МВД  по РСО-Алания.
ОМВД Республики Северная осетия-алания
Чем опасны клещи и как с ними бороться Иксодовые клещи – особое семейство клещей, включающее огромное количество разных видов, среди которых есть особо опасные кровососущие переносчики серьезных инфекционных заболеваний.
Роспотребнадзор
Туберкулез Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса (Mycobacteriumtuberculosiscomplex– МТВС).
Роспотребнадзор
В МОО рамках клуба «Мотиватор» прошла встреча с Амирханом Торчиновым - Iriston.Ru В Московской осетинской общине функционирует дискуссионный молодёжный клуб «Мотиватор», гостями которого становятся наши уважаемые соотечественники, делящиеся своим богатым жизненным и профессиональным опытом.
Iriston.Ru