Просвещение в Южной Осетии. От священников до профессоров

Фото: osradio.ru

В эпоху Советского Союза при всех положительных моментах этого общественно-политического строя были и свои негативные стороны. И в числе последних – отрицание всего положительного, что существовало в стране до октября 1917 года. Это непризнание достижений прошлого наследия, конечно же, можно объяснить с позиций советской идеологии, но никак не с высот исторической правды.
Так, например, считалось, что до установления Советской власти в Южной Осетии царило абсолютное невежество среди населения. Не былошкольного образования, а южные осетины сплошь представлялись борцами против царизма и за установление в регионе большевистского влияния. При этом осетин, получивший высшее образование был такой же редкостью, как снежный человек в отрогах Кавказа. И только большевики принесли в страну светоч просвещения.
Несомненно, при советской власти просвещение населения получило широкий размах. Было покончено с общей безграмотностью, даже выходцы из неимущих семей получили доступ в вузы. Но и при царизме на юге Осетии были школы и гимназии, а людей, получивших образование в российских и зарубежных высших учебных заведениях, было немало.
Опровергнуть некоторые предубеждения мы попытаемся в цикле статей, в которых проследим историю народного образования на юге Алании: от первых церковно-приходских школ до учреждения высшего учебного заведения – Юго-Осетинского Государственного педагогического института.

Церковь как первая школа

С раннего средневековья центрами образования служили монастыри. Именно здесь в среде монахов и формировалась прослойка образованных людей. В свою очередь, монахи обучали письму, счету и чтению детей знати и зажиточного сословия.
Наверное, возникнет вопрос, почему именно монахи были в числе образованных людей? Дело в том, что крестьяне просто не имели возможности отвлекаться на философские размышления, им пахать и сеять надо было. И исправно платить подати. А правящая верхушка больше была занята увеселением и военными свершениями. В ее среде не приветствовалось увлечение науками. Если вельможа хотя бы знал считать до десяти и прочитать рукописный текст – уже это считалось в среде знати признаком необычайной образованности.
Другое дело монахи. Им не надо было заботиться о куске хлеба: пропитание обеспечивалось за счет церковной десятины. И свободного времени было достаточно, так как физическим трудом в монастырях большей частью занимались миряне. Даже молитвы не отвлекали настолько, чтобы нельзя было заниматься науками и переводами.
Не сохранилось сведений о том, являлись ли образовательными центрами монастыри, расположенные на территории юга Алании. Но можно предположить, что монахи могли обучать грамоте детей при Тирском или Кобетском монастырях. Хроники сохранили для нас информацию о нескольких монахах-осетинах, которые были известны своей просветительской деятельностью в регионе. Так, монах-осетин Христодул был «опытным в знании грузинского, арабского, персидского письма; он был философ и сведущим в священном писании». Иеромонах осетин Галимаиил «воспитан… в церковном пении и писании, был опытный в арифметике, чудный писатель». Архимандрит Неофит «отмечен благословением Божьим… лучший чтец богослужебных книг и знаток писания, языков и мыслитель». Был среди осетинских монахов-просветителей и Иоанн. «Он переводил на осетинский язык служебник и молитвенник и потом сам воспитал многих», – так отмечалось в хрониках.
После присоединения Осетии к России церковное образование перешло в ведение русской православной церкви. Здесь действовала «Осетинская духовная комиссия», которая после 1860 года передала свои миссионерские функции «Обществу восстановления православного христианства на Кавказе». Именно эти клерикальные структуры и занимались организацией образования в Южной Осетии.
Впрочем, методы, которыми пользовались новые просветители едва ли можно назвать демократичными. Для более «успешной» деятельности духовной комиссии в ее распоряжение было дано 100 казаков. Понятно, что не для того, чтобы те помогали попам раздавать горцам крестики.
Среди первых просветителей юга Осетии известно имя Ивана Ялгузидзе-Габараева. Он способствовал тому, чтобы осетинские дети могли приехать в Тифлис, для учебы в духовной семинарии. У него было два брата Иосиф и Бега, которые будучи священниками, обучали детей грамоте в селах Чесельтского ущелья. Сам И.Ялгузидзе составляет в 1820 году первый букварь на осетинском языке для школ Южной Осетии.
В 1826 году церковные власти в имперском Тифлисе издали специальное распоряжение, в котором предписывалось духовенству осетинских церквей «собрать осетинских детей и обучать их грамоте по-осетински». В этот год в школах при церквях Южной Осетии учились десять маленьких горцев. Благодаря архивам, мы знаем имена и фамилии первых учеников. Например, в Корнисской церковно-приходской школе учились Андрей Хасиев, Семен Джиоев и мальчик из с.Торманеули Георгий Джиоев; в селении Дзау – Михаил, Григорий и Иван Санакоевы; при церкви селения Чесельт – Федор, Ноне Кабисовы и Леван Котаев; в высокогорном селении Едыс грамоту осваивал 12-летний Варфоломей Бегизов. Все они учились, помимо прочего, и осетинской грамоте по «букварю для осетинского юношества» в авторстве И.Ялгузидзе.
Но грамоте в Южной Осетии детей, да порой и взрослых, обучали не только священники. Так, в Дзауском ущелье этим добрым делом были заняты… солдаты российского гарнизона. После усмирения восстания в Чесельтском ущелье в 1830 году в селении Дзау было устроено военное укрепление, где расквартировалась рота Херсонского гренадерского полка. В свободное от службы время отдельные солдаты и младшие офицеры проводили с местным населением импровизированные уроки по обучению русской грамоте.

Начало светского образования

В дореволюционный период в Южной Осетии, как и на всем пространстве российской империи, существовало два вида школ: церковно-приходские и министерские. Первые открывались при церковных приходах и большей частью были базой для подготовки служителей церкви. Вторые учреждались имперским министерством просвещения и служили делу светского образования.
Первая официальная министерская школа была открыта в селении Дзау в 1847 году. В 1851 году школа открывается в с.Ортеу, в с.Чесельт – в 1853 году, с.Рук – в 1854 году, с.Мсхелеб – 1854, в с.Корнис – в 1864 году. Министерская школа в г.Цхинвале открыла свои двери лишь в 1881 году.
Первым профессиональным учителем в Южной Осетии принято считать Фома (Тома) Чочиева. До этого функции учителей исполняли священнослужители. Родом Ф.Чочиев был из села Ортеу Цхинвальского района, где организовал школу. Вот как писал о нем инспектор министерских школ А.Бакрадзе: «Относительно Ортевской школы я должен заметить, что она поддерживается стараниями учителя Чочиева, он, несмотря на свои скудные средства, постоянно содержит за свой счет беднейших учеников, кроме того, ежедневно по утрам обходит деревни и собирает мальчиков в школу». Свою любовь к учительству Т.Чочиев привил и своему единственному сыну Георгию, который по окончании Тифлисской духовной семинарии, работал учителем в селении Дзау.
Школы в сельской местности по большей части строились силами самих горцев. В некоторых селениях под школы местные жители отводили комнаты, либо уступали свои дома полностью. Впервые отдельное помещение под школу было выстроено в селении Дзау в 1853 году.
Не все просто обстояло и с обучением в школах осетинского языка. Несмотря на то, что уже к 50-м годам XIX века имелись учебные пособия, составленные И.Ялгузидзе и Г.Мжедловым, преподавание осетинского языка проходило вне обязательной программы, и по этой причине оно не вносилось даже в ведомости об успеваемости.
В школах Южной Осетии практически все предметы изучались по учебным пособиям на русском языке. И этому давалось свое объяснение. «Начальные училища для инородцев имеют целью, с одной стороны, содействовать их нравственному и умственному развитию и, таким образом, открывать им путь к улучшению их быта, а с другой – распространять между ними знание русского языка и сближать их с русским народом на почве любви к общему отечеству», – указывалось в положении о начальных учебных заведениях на Кавказе.
Впрочем, некоторые имперские чиновники исполняли это положение слишком рьяно. Так, стараниями школьного инспектора Н.Захарова в регионе осетинский язык проходили только в двух (!) школах. В своем наставлении он писал: «В случае малого успеха в русском языке учителя будут немедленно удаляться со службы…». Дело доходило до абсурда. Автор одного из ежегодных отчетов «Общества по восстановлению православного христианства» с нескрываемым удовлетворением писал: «Нужно радоваться тому, что дальнейшие труды по созданию осетинской литературы приостановились…».
Такая позиция вызывала протесты у местной общественности. В периодической печати появилась статья «Наши учителя», где автор высказывал свое возмущение: «С ребенком, который и по-осетински еще хорошо говорить не умеет, как только переступает порог школы, не говорят на материнском языке… но сразу начинают говорить по-русски. Думают, что только с русским словом идет ум в голову».
К счастью, вскоре трезвые умы в руководстве российской администрации на Кавказе поняли ошибочность в невнимании к национальным языкам. В циркуляре наместника на Кавказе великого князя Михаила Николаевича указывалось, что «не было применено важное средство для развития между кавказскими горцами начала гражданской цивилизации и нравственности. А средство это заключается в распространении и развитии между горцами национальной грамотности». Исходя из этого, предписывалось «начинать обучение русским и туземным языками одновременно». Уже в 1864 году были изменены учебные планы, обучение на осетинском языке стало обязательным в каждой школе Южной Осетии. (Здесь необходимо отметить доброе отношение князя Михаила к вопросу заселения осетинами Гуджаретского ущелья, да и к нашему народу вообще. Но это уже другая история).
Вскоре была устранена и другая несправедливость. Образование перестало быть исключительно привилегией мужского пола. В 1866 году в школе селения Дзау учатся 13 девочек, в 1886 году открывается Цхинвальское женское одноклассное (!) училище, через два года девочки смогли пойти в школу и в селении Ахалгор (ныне п.Ленингор).
Со временем вопросы школьного образования стали решаться посредством активной позиции юго-осетинской общественности. Так, группа национальной интеллигенции добилась того, чтобы в селении Дзау было заложено здание новой школы. Обветшавшее деревянное здание должно было заменить добротное каменное сооружение. В торжественной обстановке летом 1915 года был заложен первый камень в его основание.

(продолжение следует)
Габараты В.
Газета "Республика"

 

Последние новости Северной Осетии-Алании по теме:
Просвещение в Южной Осетии. От священников до профессоров

- Владикавказ
В эпоху Советского Союза при всех положительных моментах этого общественно-политического строя были и свои негативные стороны.
13:10 25.07.2017 Vestiyuga.Ru
Просвещение в Южной Осетии. От священников до профессоров - Осетинское радио
Просвещение в Южной Осетии. От священников до профессоров - Владикавказ
В эпоху Советского Союза при всех положительных моментах этого общественно-политического строя были и свои негативные стороны.
11:27 25.07.2017 Осетинское радио
 
По теме
DSC_0120 - Духовное управление мусульман Духовное управление мусульман Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с планом мероприятий, утвержденных КЦМСК, проводит молодежный форум межконфессионального клуба «Дружный Кавказ».
20.06.2018
 
14213221 - Духовное управление мусульман Вернувшиеся с Вечера РСО-Алания в московском Шатре Рамадана раис-имам Моздокского района Шамиль Левшев и имам г.Моздок Джабраиль Шокалов решили продолжить это благое дело у себя дома.
18.06.2018
 
 
Фото #1 к материалу «Росгвардейцы оказали помощь «Доброму сердцу»» - Region15.Ru Сотрудники вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Республике Северная Осетия – Алания приняли участие в благоустройстве спортивной площадки и территории Республиканского центра социальной реабилитации несоверше
21.06.2018 Region15.Ru
В производстве следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области находится материал проверки по факту безвестного исчезновения Бабаева Анатолия Анатольевича, 09.08.1966 года рождения,
20.06.2018 Следственный комитет
Социальные кнопки для Joomla Ночью неподалеку от перекрестка улиц Усанова и Проездной в г. Моздоке сотрудники полиции при личном досмотре жителя г. Дигоры И.
14.06.2018 Моздокский вестник
DSC_0120 - Духовное управление мусульман Духовное управление мусульман Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с планом мероприятий, утвержденных КЦМСК, проводит молодежный форум межконфессионального клуба «Дружный Кавказ».
20.06.2018 Духовное управление мусульман
Бибилов удостоил худрука и артистов ансамбля «Алан» почетных званий Южной Осетии - Газета Слово В завершении концерта ансамбля «Алан», который накануне прошел в Цхинвале, президент Южной Осетии Анатолий Бибилов удостоил почетных званий «Заслуженный деятель искусств РЮО»,
21.06.2018 Газета Слово
«Визит» в прошлое - Единая Россия Студенты Северо-Кавказского лесного техникума посетили Музей истории и археологии древней Алании, расположенный в Северо-Осетинском Государственном университете им.
20.06.2018 Единая Россия
Осетинский режиссер и хореограф Валерий Суанов, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам премьеры балета «Портрет Дориана Грея», где он выступил в качестве режиссера, сказал,
20.06.2018 Газета Слово
Осетинский режиссер и хореограф Валерий Суанов попросил жителей республики не вести прямы эфиры с показов спектаклей в социальные сети, чтобы не мешать артистам и зрителям.
19.06.2018 Газета Слово
Сотрудники осетинского  таможенного управления, досматривая на пограничном пункте пропуска «Верхний Ларс»  автобус, покидающий Россию в сторону Грузию,
14.06.2018 Газета Слово
Возродить осетинский футбол – такую задачу Вячеслав Битаров поставил на встрече с председателем правительства Таймуразом Тускаевым и главным тренером футбольного клуба «Спартак-Владикавказ» Юрием Газзаевым.
20.06.2018 Газета Слово
Жители Алагира, уроженцем которого является главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов, смотрели трансляцию игры с Египтом в переполненном зале районного дома культуры.
20.06.2018 Газета Слово
Ещё одно высокогорное село Дигорского района Северной Осетии Куссу вслед за Камунта заявило о том, что готово присвоить звания почётных граждан села футболистам Российской сборной, если они займут призовое место на ЧМ-2018.
20.06.2018 Газета Слово
Фото #1 к материалу «Росгвардейцы оказали помощь «Доброму сердцу»» - Region15.Ru Сотрудники вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Республике Северная Осетия – Алания приняли участие в благоустройстве спортивной площадки и территории Республиканского центра социальной реабилитации несоверше
21.06.2018 Region15.Ru
Бибилов удостоил худрука и артистов ансамбля «Алан» почетных званий Южной Осетии - Газета Слово В завершении концерта ансамбля «Алан», который накануне прошел в Цхинвале, президент Южной Осетии Анатолий Бибилов удостоил почетных званий «Заслуженный деятель искусств РЮО»,
21.06.2018 Газета Слово
В 2018 году на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  планируется выделить более 40 млн рублей - ГТРК Алания В 2018 году на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется выделить 43, 2 млн рублей из республиканского бюджета и 36 млн 217 тысяч рублей из федерального бюджета.
21.06.2018 ГТРК Алания
121 пожарный гидрант в Северной Осетии оказался "укатаным" в асфальт. Об этом на заседании правительственной Комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,
20.06.2018 Region15.Ru
В течение пяти месяцев текущего года в филиал МРСК Северного Кавказа – «Севкавказэнерго» от гарантирующего поставщика электроэнергии было получено 21 936 заявок на введение режима ограниченного энергопотребления абонентов,
19.06.2018 Region15.Ru
21.06.2018г. с 09:00 до 13:00 будет ограниченно водоснабжение абонентов по Архонскому шоссе и 5-6 МКР в связи с проведением необходимых работ по замене задвижек по ул.Московская-Архонское шоссе.
19.06.2018 Администрация г. Владикавказ