Просвещение в Южной Осетии. От священников до профессоров

В эпоху Советского Союза при всех положительных моментах этого общественно-политического строя были и свои негативные стороны. И в числе последних – отрицание всего положительного, что существовало в стране до октября 1917 года. Это непризнание достижений прошлого наследия, конечно же, можно объяснить с позиций советской идеологии, но никак не с высот исторической правды. Так, например, считалось, что до установления Советской власти в Южной Осетии царило абсолютное невежество среди населения. Не былошкольного образования, а южные осетины сплошь представлялись борцами против царизма и за установление в регионе большевистского влияния. При этом осетин, получивший высшее образование был такой же редкостью, как снежный человек в отрогах Кавказа. И только большевики принесли в страну светоч просвещения. Несомненно, при советской власти просвещение населения получило широкий размах. Было покончено с общей безграмотностью, даже выходцы из неимущих семей получили доступ в вузы. Но и при царизме на юге Осетии были школы и гимназии, а людей, получивших образование в российских и зарубежных высших учебных заведениях, было немало. Опровергнуть некоторые предубеждения мы попытаемся в цикле статей, в которых проследим историю народного образования на юге Алании: от первых церковно-приходских школ до учреждения высшего учебного заведения – Юго-Осетинского Государственного педагогического института.

Церковь как первая школа

С раннего средневековья центрами образования служили монастыри. Именно здесь в среде монахов и формировалась прослойка образованных людей. В свою очередь, монахи обучали письму, счету и чтению детей знати и зажиточного сословия. Наверное, возникнет вопрос, почему именно монахи были в числе образованных людей? Дело в том, что крестьяне просто не имели возможности отвлекаться на философские размышления, им пахать и сеять надо было. И исправно платить подати. А правящая верхушка больше была занята увеселением и военными свершениями. В ее среде не приветствовалось увлечение науками. Если вельможа хотя бы знал считать до десяти и прочитать рукописный текст – уже это считалось в среде знати признаком необычайной образованности. Другое дело монахи. Им не надо было заботиться о куске хлеба: пропитание обеспечивалось за счет церковной десятины. И свободного времени было достаточно, так как физическим трудом в монастырях большей частью занимались миряне. Даже молитвы не отвлекали настолько, чтобы нельзя было заниматься науками и переводами. Не сохранилось сведений о том, являлись ли образовательными центрами монастыри, расположенные на территории юга Алании. Но можно предположить, что монахи могли обучать грамоте детей при Тирском или Кобетском монастырях. Хроники сохранили для нас информацию о нескольких монахах-осетинах, которые были известны своей просветительской деятельностью в регионе. Так, монах-осетин Христодул был «опытным в знании грузинского, арабского, персидского письма; он был философ и сведущим в священном писании». Иеромонах осетин Галимаиил «воспитан… в церковном пении и писании, был опытный в арифметике, чудный писатель». Архимандрит Неофит «отмечен благословением Божьим… лучший чтец богослужебных книг и знаток писания, языков и мыслитель». Был среди осетинских монахов-просветителей и Иоанн. «Он переводил на осетинский язык служебник и молитвенник и потом сам воспитал многих», – так отмечалось в хрониках. После присоединения Осетии к России церковное образование перешло в ведение русской православной церкви. Здесь действовала «Осетинская духовная комиссия», которая после 1860 года передала свои миссионерские функции «Обществу восстановления православного христианства на Кавказе». Именно эти клерикальные структуры и занимались организацией образования в Южной Осетии. Впрочем, методы, которыми пользовались новые просветители едва ли можно назвать демократичными. Для более «успешной» деятельности духовной комиссии в ее распоряжение было дано 100 казаков. Понятно, что не для того, чтобы те помогали попам раздавать горцам крестики. Среди первых просветителей юга Осетии известно имя Ивана Ялгузидзе-Габараева. Он способствовал тому, чтобы осетинские дети могли приехать в Тифлис, для учебы в духовной семинарии. У него было два брата Иосиф и Бега, которые будучи священниками, обучали детей грамоте в селах Чесельтского ущелья. Сам И.Ялгузидзе составляет в 1820 году первый букварь на осетинском языке для школ Южной Осетии. В 1826 году церковные власти в имперском Тифлисе издали специальное распоряжение, в котором предписывалось духовенству осетинских церквей «собрать осетинских детей и обучать их грамоте по-осетински». В этот год в школах при церквях Южной Осетии учились десять маленьких горцев. Благодаря архивам, мы знаем имена и фамилии первых учеников. Например, в Корнисской церковно-приходской школе учились Андрей Хасиев, Семен Джиоев и мальчик из с.Торманеули Георгий Джиоев; в селении Дзау – Михаил, Григорий и Иван Санакоевы; при церкви селения Чесельт – Федор, Ноне Кабисовы и Леван Котаев; в высокогорном селении Едыс грамоту осваивал 12-летний Варфоломей Бегизов. Все они учились, помимо прочего, и осетинской грамоте по «букварю для осетинского юношества» в авторстве И.Ялгузидзе. Но грамоте в Южной Осетии детей, да порой и взрослых, обучали не только священники. Так, в Дзауском ущелье этим добрым делом были заняты… солдаты российского гарнизона. После усмирения восстания в Чесельтском ущелье в 1830 году в селении Дзау было устроено военное укрепление, где расквартировалась рота Херсонского гренадерского полка. В свободное от службы время отдельные солдаты и младшие офицеры проводили с местным населением импровизированные уроки по обучению русской грамоте.

Начало светского образования

В дореволюционный период в Южной Осетии, как и на всем пространстве российской империи, существовало два вида школ: церковно-приходские и министерские. Первые открывались при церковных приходах и большей частью были базой для подготовки служителей церкви. Вторые учреждались имперским министерством просвещения и служили делу светского образования. Первая официальная министерская школа была открыта в селении Дзау в 1847 году. В 1851 году школа открывается в с.Ортеу, в с.Чесельт – в 1853 году, с.Рук – в 1854 году, с.Мсхелеб – 1854, в с.Корнис – в 1864 году. Министерская школа в г.Цхинвале открыла свои двери лишь в 1881 году. Первым профессиональным учителем в Южной Осетии принято считать Фома (Тома) Чочиева. До этого функции учителей исполняли священнослужители. Родом Ф.Чочиев был из села Ортеу Цхинвальского района, где организовал школу. Вот как писал о нем инспектор министерских школ А.Бакрадзе: «Относительно Ортевской школы я должен заметить, что она поддерживается стараниями учителя Чочиева, он, несмотря на свои скудные средства, постоянно содержит за свой счет беднейших учеников, кроме того, ежедневно по утрам обходит деревни и собирает мальчиков в школу». Свою любовь к учительству Т.Чочиев привил и своему единственному сыну Георгию, который по окончании Тифлисской духовной семинарии, работал учителем в селении Дзау. Школы в сельской местности по большей части строились силами самих горцев. В некоторых селениях под школы местные жители отводили комнаты, либо уступали свои дома полностью. Впервые отдельное помещение под школу было выстроено в селении Дзау в 1853 году. Не все просто обстояло и с обучением в школах осетинского языка. Несмотря на то, что уже к 50-м годам XIX века имелись учебные пособия, составленные И.Ялгузидзе и Г.Мжедловым, преподавание осетинского языка проходило вне обязательной программы, и по этой причине оно не вносилось даже в ведомости об успеваемости. В школах Южной Осетии практически все предметы изучались по учебным пособиям на русском языке. И этому давалось свое объяснение. «Начальные училища для инородцев имеют целью, с одной стороны, содействовать их нравственному и умственному развитию и, таким образом, открывать им путь к улучшению их быта, а с другой – распространять между ними знание русского языка и сближать их с русским народом на почве любви к общему отечеству», – указывалось в положении о начальных учебных заведениях на Кавказе. Впрочем, некоторые имперские чиновники исполняли это положение слишком рьяно. Так, стараниями школьного инспектора Н.Захарова в регионе осетинский язык проходили только в двух (!) школах. В своем наставлении он писал: «В случае малого успеха в русском языке учителя будут немедленно удаляться со службы…». Дело доходило до абсурда. Автор одного из ежегодных отчетов «Общества по восстановлению православного христианства» с нескрываемым удовлетворением писал: «Нужно радоваться тому, что дальнейшие труды по созданию осетинской литературы приостановились…». Такая позиция вызывала протесты у местной общественности. В периодической печати появилась статья «Наши учителя», где автор высказывал свое возмущение: «С ребенком, который и по-осетински еще хорошо говорить не умеет, как только переступает порог школы, не говорят на материнском языке… но сразу начинают говорить по-русски. Думают, что только с русским словом идет ум в голову». К счастью, вскоре трезвые умы в руководстве российской администрации на Кавказе поняли ошибочность в невнимании к национальным языкам. В циркуляре наместника на Кавказе великого князя Михаила Николаевича указывалось, что «не было применено важное средство для развития между кавказскими горцами начала гражданской цивилизации и нравственности. А средство это заключается в распространении и развитии между горцами национальной грамотности». Исходя из этого, предписывалось «начинать обучение русским и туземным языками одновременно». Уже в 1864 году были изменены учебные планы, обучение на осетинском языке стало обязательным в каждой школе Южной Осетии. (Здесь необходимо отметить доброе отношение князя Михаила к вопросу заселения осетинами Гуджаретского ущелья, да и к нашему народу вообще. Но это уже другая история). Вскоре была устранена и другая несправедливость. Образование перестало быть исключительно привилегией мужского пола. В 1866 году в школе селения Дзау учатся 13 девочек, в 1886 году открывается Цхинвальское женское одноклассное (!) училище, через два года девочки смогли пойти в школу и в селении Ахалгор (ныне п.Ленингор). Со временем вопросы школьного образования стали решаться посредством активной позиции юго-осетинской общественности. Так, группа национальной интеллигенции добилась того, чтобы в селении Дзау было заложено здание новой школы. Обветшавшее деревянное здание должно было заменить добротное каменное сооружение. В торжественной обстановке летом 1915 года был заложен первый камень в его основание.

(продолжение следует) Габараты В. Газета "Республика"

 

Последние новости Северной Осетии-Алании по теме:
Просвещение в Южной Осетии. От священников до профессоров

Просвещение в Южной Осетии. От священников до профессоров - Владикавказ
В эпоху Советского Союза при всех положительных моментах этого общественно-политического строя были и свои негативные стороны.
13:10 25.07.2017 Vestiyuga.Ru
- Владикавказ
В эпоху Советского Союза при всех положительных моментах этого общественно-политического строя были и свои негативные стороны.
11:27 25.07.2017 Осетинское радио
 
По теме
 
 
26 - Духовное управление мусульман Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров, наступил один из величайших праздников нашей религии – Праздник разговения (Ураза-байрам),
15.06.2018
 
35329811_1646889742074192_8296027244040552448_n - Духовное управление мусульман Ранним утром, 15 июня, мусульмане Владикавказа присоединились к всемирной исламской Умме и провели праздничную молитву по случаю окончания месяца Рамадан и наступления Праздника Ид-аль-Фитр.
15.06.2018
JPG Файл - МВД Республики Северная Осетия – Алания 20 апреля около 4 часов утра в де­журную часть республиканского МВД по­ступило сообщение о том, что в коммер­ческий магазин, расположенный по ули­це Цоколаева,14 незаконно проникли молодые люди.
15.06.2018 МВД Республики Северная Осетия – Алания
Социальные кнопки для Joomla Ночью неподалеку от перекрестка улиц Усанова и Проездной в г. Моздоке сотрудники полиции при личном досмотре жителя г. Дигоры И.
14.06.2018 Моздокский вестник
«Здравствуй лето золотое!» - Министерство культуры Республиканская библиотека для слепых провела музыкально-поэтический праздник «Здравствуй лето золотое!» для детей-инвалидов с нарушениями зрения.
18.06.2018 Министерство культуры
Муртаза Резванфар – известный иранский эпиграфист - посетил Северную Осетию для лекций и сбора материалов об общих иранских и скифо-сармато-аланских корнях.
18.06.2018 ГТРК Алания
Литературная неделя - Министерство образования и науки 14 июня в Технологическом колледже полиграфии и дизайна была открыта литературная неделя, посвященная 150-летию со дня рождения Максима Горького.
16.06.2018 Министерство образования и науки
Сотрудники осетинского  таможенного управления, досматривая на пограничном пункте пропуска «Верхний Ларс»  автобус, покидающий Россию в сторону Грузию,
14.06.2018 Газета Слово
Режиссер балета «Портрет Дориана Грея», премьера которого впервые пройдет сегодня во Владикавказе, Валерий Суанов  рассказал газете «Слово», почему выбрал для постановки английскую классику,
14.06.2018 Газета Слово
Стартовал республиканский турнир «Кожаный мяч» - Министерство образования и науки На владикавказском стадионе «Юность» состоялось торжественное открытие республиканского финального турнира среди детей и подростков «Кожаный мяч», приуроченного к празднованию 100-летия комсомола.
17.06.2018 Министерство образования и науки
Оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в субботу впервые выступил в Саудовской Аравии на открытии Центра мировой культуры имени короля Абдель Азиза "Итра" в городе Дахран,
17.06.2018 Газета Слово
Туристы из регионов России присоединились к жителям высокогорного  села Камунта Дигорского ущелья, пообещавшим  дать звания почетных жителей села футболистам сборной страны, если они займут призовые места,
15.06.2018 Газета Слово
Вячеслав Битаров: Нужно эффективно противостоять фактам занижения кадастровой стоимости земель - Глава Республики Многочисленные факты занижения кадастровой стоимости земель приводят к резкому сокращению арендных платежей и крайне скромным показателям единого сельскохозяйственного налога.
18.06.2018 Глава Республики
Руководство Северной Осетии поставит перед федеральным центром вопрос прямого сообщения между Владикавказом и Моздоком - Глава Республики В ходе очередной рабочей поездки в Моздокский район Глава РСО-Алания Вячеслав Битаров осмотрел дорогу, которая более 25 лет не функционирует в силу разных причин.
18.06.2018 Глава Республики
Гассиев и Усик проведут свой поединок 21 июля в Москве - Газета Слово Бой между россиянином Муратом Гассиевым и украинцем Александром Усиком в финале Всемирной суперсерии бокса (WBSS) в весовой категории до 90,71 кг пройдет 21 июля в Москве в спорткомплексе "Олимпийском".
18.06.2018 Газета Слово
С начала года Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания и его территориальными подразделениями проведена определенная работа по преду
17.06.2018 ГУ МЧС