Пути "Портала" неисповедимы

Пути "Портала" неисповедимы
Фото: osradio.ru
Уже который день осетинский сегмент социальных сетей кипит от возмущения: творческую лабораторию «Портал» выгоняют с площадки Национального музея РСО-А. «Портал» - стихийно возникший сквот молодых художников, который разместился в недостроенном здании фондохранилища на территории музея. За несколько лет существования он вполне доказал свою состоятельность в качестве альтернативной творческой площадки, заняв пустовавшую доселе нишу молодежного арт-пространства. И со своей ролью успешно справился: сформировал собственную аудиторию, проводя ярмарки и выставки работ местных ремесленников и художников и став очередной неформальной туристической достопримечательностью. Однако полулегальное существование сквота не могло не привести к конфликтной ситуации: недостроенное здание фондохранилища музея, хотя и приведенное «порталовцами» в божеский вид, по-прежнему оставалось зоной ответственности администрации музея, а замороженная стройка ждала лишь продолжения финансирования. Несколько лет, пока музейное руководство выбивало средства на реконструкцию, «Портал» обживал музейную территорию, но наступил час «Х», когда необходимые на строительство финансовые средства были перечислены, и тогда «Портал» попросили на выход, т.к. его существование могло помешать продолжению строительства. И вот тут оказалось, что «Портал» уходить не хочет. Такого развития событий никто не ожидал. С одной стороны, получилось, как в той сказке про лису и зайца: «Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная...» С другой же - организаторов «Портала» можно понять: они вкладывали силы и средства в продвижение площадки и, естественно, покидать насиженное место не хотят. Так или иначе, конфликт этот, который вполне мог бы решиться путем диалога еще два года назад, выплеснулся в социальные сети, а заявления организаторов «Портала» о том, что они не прочь стать структурным подразделением Национального музея в ранге площадки современного искусства придали ситуации градус кипения. Редакция «СО» обратилась за комментарием к директору Национального музея РСО-А Ларисе Сохиевой: - «Выстояв в архисложное перестроечное и постперестроечное время в сложнейших условиях отсутствия фондохранилищ, эвакуации коллекций, оптимизации штатного расписания, мизерной зарплаты, один из старейших музеев Кавказа - Национальный музей РСО-А, основанный в 1893 г., продолжает выполнять свою главную задачу и миссию - коллекционирование, сохранение, изучение и популяризация культурного наследия Осетии-Алании. Именно для этих целей создаются национальные музеи - хранилища общечеловеческого культурного и исторического наследия. Деятельность Нацмузея попадает в правовое поле российского и международного законодательного права о деятельности музеев. Хотелось бы уточнить, что ценности, хранящиеся в Национальном музее республики, являются общегосударственной собственностью и входят в Музейный фонд РФ, для сохранения которого, благодаря усилиям Главы нашей республики Вячеслава Битарова, вопрос финансирования реконструкции музея сдвинулся с мертвой точки. Более 20 лет жители Осетии лишены своего конституционного права - доступа к культурным ценностям, а музей вынужден хранить свои коллекции в тесных, неприспособленных, обветшавших помещениях упакованными в ящики и коробки! А действующая экспозиционная площадь музея сегодня составляет 130(!) кв. м. Согласитесь, что сложно разместить на ней более 400 000 экспонатов, которые за 120 лет собрал наш музей. Говорить об излишках каких-либо площадей музею не приходится, ведь концепция любого музея предполагает рост коллекций и инфраструктуры музея. Проект нового музейного комплекса, который предполагает использование новейших музейных технологий, также дает возможность расширить услуги музея, сделав пребывание посетителей максимально комфортным. И как в любом столичном музее у нас тоже предполагается наличие конференц- и кинозала, кафе и др. К сожалению, в Интернете организована кампания шельмования Национального музея, объявленного гонителем и губителем молодежных культурных инициатив. Никем не проверенные ложные обвинения, к нашему удивлению, нашли поддержку не только у активных участников соцсетей, но и, по словам представителей "творческого объединения", - у чиновников. Правда же состоит в том, что музей проявил излишнюю мягкость и понимание, когда незарегистрированное «творческое объединение» нашло приют в помещениях бывших хранилищ музея. В течение двух лет руководство музея многократно обращалось в Министерство культуры РСО-А в связи с незаконным присутствием на территории музея посторонних лиц, которые нарушают его безопасность как в дневное, так и в ночное время. Вызывает сомнение бескорыстие инициаторов и закулисных руководителей неприглядной возни вокруг многострадального музея. Не стоит ли за всем этим прозаическая и вполне меркантильная цель отторжения перспективного бизнес-пространства в самом центре столицы республики? К слову сказать, это далеко не первая попытка! Нет сомнения, что творческая молодежь нуждается в поддержке, и в республике такая система давно отработана: есть грантовые конкурсы, проводятся художественные симпозиумы, многочисленные выставки, организуемые Союзом художников, музеями, библиотеками республики. Прекрасные возможности для реализации самых смелых творческих проектов разумеется, при их наличии, дают Центр развития традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» и Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ-РОСИЗО). Есть и опыт размещения молодежных организаций - во Дворце молодежи, домах культуры, бизнес-инкубаторе - было бы желание.  Однако пространство, на которое агрессивно претендуют наши гости, отведено государством для развития музея - в том числе под нынешнее строительство. Никаких законных оснований использовать его для иных целей Национальный музей не имеет - ни по российским законам, ни по международному музейному праву.  Статус Национального музея РСО-Алания как специализированного общественного института, формирующего, хранящего, изучающего культурное наследие Осетии-Алании и на этой основе просвещающего граждан, должен быть законодательно отделен от организаций, имитирующих музейную деятельность либо использующих наименование «музей» в коммерческих целях. Нельзя недооценивать значение Национального музея РСО-Алания с точки зрения его политической и, не побоюсь этого слова, стратегической значимости». Между тем один из организаторов «Портала» художник Темболат Гугкаев так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «К сожалению, у части общества возникает какое-то непонятное отношение к нам. Мы хотим пояснить, что не претендуем на территорию музея. Рисунки, которые есть сейчас на стенах здания, можно закрасить. Реализовывая на этой территории различные идеи, мы хотели интегрировать проект «Портала» в музей, чтобы современное искусство жило вместе с национальным. Пока идет строительство, мы бы хотели остаться в помещениях, которые этой стройке не мешают. У нас две мастерские, где мы делаем различные изделия, сувенирную продукцию. Нередко мы тратим свои деньги и деньги, заработанные за счет продажи изделий, на реализацию задуманных проектов».  Подобное столкновение двух культурных пространств породило раскол общественного мнения, когда все соглашаются, что площадка, подобная «Порталу», республике необходима, но при этом расходятся во мнении о том, где она должна располагаться. Общественное давление, перепрофилировавшее конфликт из плоскости законодательной, в которой существуют собственник территории и сквот, незаконно занявший эту территорию, в плоскость этическую, доведя уровень полемики чуть ли не до столкновения «живого, молодого и творческого» и «мертвого, закостеневшего», накалилось настолько, что в ситуацию вмешался Глава республики Вячеслав Битаров. Он дал поручение временно узаконить взаимоотношения «Портала» и музея, а также разработать «дорожную карту» дальнейшего разрешения этого конфликта. Прокомментировать ход выполнения этого поручения «СО» попросила министра культуры Руслана Мильдзихова: «Я встречался с представителями «Портала», внимательно выслушал их. Мне понравились их установка и идеология, но территория, на которой они находятся, будет застраиваться, а потому надо вместе искать место для их дальнейшего существования, чтобы они не потерялись и продолжили творческую работу. Сейчас планируется совместная встреча с комитетом молодежи для поиска площадки. Существует программа по этнотуризму, в рамках которой планируется построить этнодеревни, и, возможно, там будет место для деятельности ребят из «Портала». Кроме того, в качестве площадки рассматривается территория детского парка им. Жуковского. Обсуждение этих вопросов будет продолжено. Мне кажется, в этой ситуации не стоит спешить. Надо подойти грамотно и тактично». Многочисленные комиссии разных министерств, проводившие обследование «Портала», предлагали несколько вариантов нового места «прописки» «лаборатории свободных ремесленников». Темболат Гугкаев так комментирует ситуацию: «Нам говорили о переезде «Портала» в парк им. Жуковского и на набережную в районе ул. Леонова, но это не было официальным предложением. Сейчас все происходит на уровне идей и общих разговоров».  Вмешательство республиканских властей в данный конфликт и спешный поиск места для «Портала», с одной стороны, показывают хорошую реакцию руководства на проблемы культуры, но с другой - грозят созданием прецедента, когда с переселением «Портала» вмиг всплывут многолетние проблемы творческих мастерских, художников, частных музеев, которые годами не могут добиться от властей хоть какого-то пространства для экспонирования своих работ и коллекций. Надо ли говорить, что все эти художники или музеи ничем не хуже 7 мастерских «Портала»? Все это, как никогда, ставит под удар Национальный музей, к экспозиционной политике которого у общества и так накопилось огромное количество вопросов. Впрочем, впервые сложилась ситуация, когда музей - собственник территории, честно исполняющий законодательство, вдруг оказался в глазах разъяренного общества обидчиком и душителем молодых творческих порывов. А ведь именно он с его 120-летней историей должен быть непререкаемой, неделимой ценностью в глазах государства и общества, какую бы экспозиционную политику ни вел, ведь основная функция музея вовсе не в том, чтобы поддерживать все существующие модные тренды. Музей согласно формулировке Международной ассоциации - это место, которое сберегает, изучает и представляет свои коллекции для людей ради их блага, а также с целью обучения через вдохновение и восхищение, вызываемые созерцанием прекрасного. Возможно, именно это прекрасное и вырастило в душах организаторов «Портала» идею этой творческой площадки. Но, как дети, вырастая, должны покинуть родительский дом, так и «Портал» должен в полной мере расправить свои крылья, не стиснутый консервативными рамками музея. Автор статьи: Алина Акоефф http://sevosetia.ru/news_full/Obshestvo/Puti-Portala-neispovedimy/
 
 
По теме
10 и 11 апреля в 19:00 в Академическом русском театре имени Е. Б. Вахтангова состоится показ спектакля «Ночные дороги» по одноименному роману Г. Газданова.
Инаугурация состоялась в Эрмитаже 25 марта. «25 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа Валерию Гергиеву было присвоено звание почётного доктора Евразийского международного университета»,
На базе МКУК Дом культуры им. Барту Дзугаева г. Ардон состоялся муниципальный этап конкурса школьных театральных постановок.
Как известно, в военном конфликте на территории Демократической Республики Афганистан принимал участие ограниченный контингент советских войск.
JPEG Файл - ОМВД Республики Северная осетия-алания В мероприятии, организованном в рамках Всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью» также приняла участие   специалист-эксперт управления по контролю за оборотом наркотиков МВД  по РСО-Алания.
ОМВД Республики Северная осетия-алания
Прокурором Северо-Западного района г. Владикавказа утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 38-летнего жителя республики.
Прокуратура
Чем опасны клещи и как с ними бороться Иксодовые клещи – особое семейство клещей, включающее огромное количество разных видов, среди которых есть особо опасные кровососущие переносчики серьезных инфекционных заболеваний.
Роспотребнадзор
Туберкулез Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса (Mycobacteriumtuberculosiscomplex– МТВС).
Роспотребнадзор
В МОО рамках клуба «Мотиватор» прошла встреча с Амирханом Торчиновым - Iriston.Ru В Московской осетинской общине функционирует дискуссионный молодёжный клуб «Мотиватор», гостями которого становятся наши уважаемые соотечественники, делящиеся своим богатым жизненным и профессиональным опытом.
Iriston.Ru