100 лет революции: советскоe наследие на Кавказе

7 ноября 2017 года исполняется 100 лет со дня вооруженного восстания в Петрограде, которое привело к власти партию большевиков и навсегда изменило жизнь народов, живших в Российской империи. Несмотря на то, что со времени тех событий прошел уже целый век, современная Россия и ее соседи по-прежнему сталкиваются с наследием революции. Северный Кавказ в этом плане не является исключением. Нынешние очертания национальных республик Кавказа, современный образ жизни людей и национальное самосознание несут на себе отпечаток действий большевистской власти в первые годы после революции. В этот период сформировалась профессиональная интеллигенция и культурная элита народов Кавказа, люди получили доступ к образованию, некоторые прежде бесписьменные языки обрели собственные алфавиты. Но было у политики большевиков на Кавказе и много минусов. В частности, именно политика советских властей во многом стала той миной замедленного действия, которая спровоцировала современные национальные конфликты в регионе.

Подробнее о том, какие изменения в жизнь народов Северного Кавказа принесла Октябрьская революция, «Кавказский узел» попросил рассказать экспертов.

Послереволюционный хаос

«После победы большевиков в октябре 1917 года все социальное пространство империи оказалось ввергнутым в хаос. Где-то было чуть поспокойней, где-то менее спокойно, что же касается Северного Кавказа, то там ситуация практически полностью вышла из-под контроля, обернувшись ростом насилия - неслучайно этот регион традиционно считался «проблемной» зоной империи», - так описывает ситуацию на Кавказе Людмила Гатагова, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

По ее словам, обострение внутренней обстановки на Кавказе «всегда происходило в моменты кризисов верховной власти». «Так было и в Российской империи, и в СССР. Наглядное свидетельство - обострение межэтнических отношений в годы перестройки и в период распада страны. Революционные события 1917-1920 годов не являются здесь исключением, они, скорее, в этом смысле показательны», - добавляет Гатагова.

Похожую оценку дает историк Александр Скаков, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. «Как только Центр теряет контроль, начинаются конфликты. Так было в 1905 году, в 1917 году и в 1991 году», - объясняет Скаков.

От экзотических аборигенов до реальной угрозы

В чуть более долгосрочной перспективе Октябрьская революция принесла на Северный Кавказ не только хаос, считает профессор МГУ Сергей Арутюнов, заведующего отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН. По его мнению, революция оказала как положительное, так и отрицательное влияние на кавказские народы.

Если в царской России «статус кавказцев был несколько улучшенным вариантом статуса американского аборигена», то при советской власти ситуация изменилась. Многие решения советской власти привели к тому, что кавказские народы, получившие автономию, начали восприниматься реальной угрозой, связанной с криминалом. «Ведь сегодня у российского обывателя всерьез возникают мысли о том, что, к примеру, чеченцы могут над ними господствовать. Основы таких изменений в положении заложены первыми годами советской власти», – утверждает Арутюнов.

С одной стороны, политика большевиков несла народам бывшей Российской империи модернизацию и индустриальное обновление, с другой – она проводилась беспорядочно с использованием насильственных методов. Например, как замечает Арутюнов, советское руководство размещало объекты военной промышленности не там, где были выгодные условия, а там, где считало для себя правильным. «После распада СССР многие из этих заводов и фабрик военно-промышленного комплекса оказались неконкурентоспособными и ненужными, потому что утратили экономические связи. Так было, к примеру, с военно-морскими предприятиями в Дагестане», – добавляет ученый.

Ключевым событием первого десятилетия Советской власти, по мнению Арутюнова, «стало формирование у племен и народов Северного Кавказа национального самосознания». Иногда национальное строительство проходило в очень искусственных формах, породив со временем новые противоречия. Например, конфликт возник вокруг племени андийцев. «До 1917 года никакой речи о «национальном сознании» у них не могло быть. Ввиду того, что их отнесли к аварцам, и те в свою очередь стали считать, что андийцы их придаток, ответвление. У самих андийцев пробудили чувство, что их хотят принудительно втащить в лоно «аварскости», что породило и новые противоречия», – рассказал Арутюнов.

Горские республики и вечный земельный вопрос

Распад Российской империи сопровождался ростом сепаратистских настроений и способствовал появлению в Закавказье и на Северном Кавказе независимых государственных структур. Одной из таких структур стала сначала Республика Союза горцев Северного Кавказа (Горская республика), а затем Горская АССР.

В марте 1917 года во Владикавказе состоялся Первый съезд горских народов Кавказа, на котором участники съезда высказались за создание «свободной» автономной республики северокавказцев. В состав нового государственного образования вошли бывшие территории Терской и Дагестанской областей Российской империи, населенные очень несхожими по культурному уровню народами. Межнациональные конфликты, начало Гражданской войны на Северном Кавказе, не позволили Горской республике, основанной на различных административно-территориальных принципах, успешно проводить свою политику. Уже в июне 1920 года она прекратила свое существование и в январе 1921 года указом ВЦИК была образована Горская АССР.

В первую очередь новая советская республика, в состав которой входило несколько округов (Балкарский, Осетинский, Сунженский, Чеченский, Кабардинский, Карачаевский), должна была решить остро стоявший на Северном Кавказе земельный вопрос, примирив конфликтующие стороны и разрешив пограничные конфликты.

Больше всего земли находилось в распоряжении Кабарды и казаков, множество станиц которых на землях горцев появилось по окончании Кавказской войны. Однако, как отмечает Макка Албогачиева, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, изъятие земли у казаков (и не только у кулачества), в полной мере данный вопрос решить не смогло, поэтому было решено перераспределять земли Кабарды.

Руководство Горской республики настаивало на распределении земель между входившими в ее состав бедными в земельном отношении округами и более обеспеченными соседями.

Люди, стоявшие во главе Кабарды, естественно, не были согласны отдавать собственные земли, высказывая опасения, что дальнейшее искусственное экономическое прикрепление области к ГАССР гибельно отразится на восстановлении разрушенного крестьянского хозяйства трудящихся. Поэтому был взят курс на выделение из состава ГАССР и образования самостоятельной автономной области в рамках РСФСР.

За выделением Кабарды, рассказывает Албогачиева, последовало выделение Карачая, поскольку, с одной стороны, Карачай оказался отрезанным чересполосицей от Горской республики, а с другой – он всегда больше тяготел к Баталпашинску и Кисловодску, чем к Владикавказу. В 1921 году данный вопрос был согласован с Иосифом Сталиным, и к концу года выделение Карачая из ГАССР стало фактом, а в самом начале 1922 года он был объединен с Черкесией в одну автономную область.

Однако конфликты на почве дележа земли не прекратились и не замедлили вылиться в межнациональную рознь, принявшую характер военных стычек между Карачаем и Кабардой в январе 1922 года.

Между еще сохранявшейся Горской республикой и вновь образованными автономными областями периодически возникали споры о пограничных землях. Конфликтовавшие стороны призывали для разбора подобных ситуаций комиссии из Москвы, которые с трудом справлялись с поставленными перед ними задачами.

Создание наций на Северном Кавказе

Опыт организации Горской автономной республики — многонациональной, федеративной административно-территориальной структуры – в целом оказался неудачным, хотя в 1920-е годы представители Центра расценивали, что затеянное ими нациостроительство движется в требуемом направлении, отмечает Макка Албогачиева,

Народы обретали «свои» территории, получая один из главных признаков собственной нации. Утверждалось представление о незыблемых правах «народа» на конкретные территории, что ложилось на «традиционный» взгляд, подтверждавший незыблемость таких прав.

Ряд национальных территорий оказались объединенными в двоичные административно-территориальные структуры. Произошло это, как отмечает Албогачиева, не столько по воле стороннего субъекта власти, но в силу житейских нужд местного населения. Балкария и балкарцы реально в хозяйственном плане не могли обойтись без угодий Кабарды, а карачаевцы без таковых Черкесии. Жители равнинной части были заинтересованы в тесных хозяйственно-экономических связях с жителями горных районов. Вскоре после выхода округов из состава Горской республики в административном порядке стали восстанавливаться издавна существовавшие связи: Балкирия соединилась с Кабардой, образовав Кабардино-Балкарскую автономную область, а Карачай объединился с Черкесией и Баталпашинским казачьим отделом.

Отношения внутри этих образований были далеки от гармоничных. В Кабардино-Балкарии не прекращались споры о квотах национального представительства в высших управленческих инстанциях, а в Карачаево-Черкесской АО шли жесткие трения между представителями разных национальных элит, приведшие к ее разделению в 1926 году на три части (восстановлена в 1957 году).

По мнению Албогачиевой, союзная власть стремилась осуществить подобный план в полном масштабе, наделив местные национальные административно-территориальные образования и собственными городами. Нальчик стал столицей Кабардино-Балкарии, в Карачае появился город Микоян-Шахар (ныне Карачаевск). План строительства столицы для Черкесии остался неосуществленным, но после нескольких переименований Баталпашинск стал Черкесском. Обсуждались проекты организации столиц для Северной Осетии (в Беслане) и Ингушетии (в Назрани). Все это должно было подтвердить обретение каждым народом «своей» территории.

В итоге, определенная модель государственного устройства на Кавказе советской властью все же была реализована. Горские народы обрели свои государственные национальные республики (пусть и объединенные в двоичные административно-территориальные структуры) со своими столицами и «свои» территории, получив один из главных признаков собственной нации.

Одним из последствий революции стали массовые депортации. Принудительные и насильственные переселения начали практиковаться с самых первых месяцев и лет советской власти, указывает историк Павел Полян, приводя в качестве одного из примеров депортацию казаков из Притеречья в 1918-1921 годах. "Стихийным полигоном осуществления первых советских депортаций стал Северный Кавказ, что было во многом предопределено ясно обозначившимся жестким противостоянием «белого» казачества, крестьян и союзных им осетин, с одной стороны, и «красного казачества» вместе с вайнахской безземельной беднотой, с другой: при этом вайнахи, благодаря союзу с большевиками, рассчитывали осуществить передел земель в свою пользу. Наивность этого расчета проявилась много позднее, в 1944 году, когда они сами целиком и полностью были депортированы", - пишет Полян в своем исследовании "У истоков советской депортационной политики: выселения белых казаков и крупных землевладельцев (1918-1925)"

Число людей, принудительно и насильственно выселенных советской властью с Северного Кавказа в 1940-х годах исчислялось сотнями тысяч. По  сведениям Международного общества "Мемориал" , 1943-1944 годах из Калмыкии было выдворено 101 000 человек, из Карачаево-Черкесии в 1943 году - 70 000. В 1944 году депортации подверглись 37 000 балкарцев, 485 000 чеченцев и ингушей, а также 100 000 турок-месхетинцев и представителей других народностей Закавказья.

Грандиозный лингвистический эксперимент

В первые годы советской власти на Северном Кавказе пытались также решить вопросы создания письменности для бесписьменных народов и перевода национальных языков на другую графическую основу – с арабской на латинскую и кириллическую.

Это был «грандиозный лингвистический эксперимент», не имевший аналогов в мире, утверждает Наима Нефляшева, научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. «Для каждого народа была создана своя письменность. Лучшие лингвисты России – Яковлев, Поливанов – писали о графических революциях. Реформа письменности многое дала для формирования лингвистов Северного Кавказа, талантливая молодежь участвовала вместе со столичными профессорами в лингвистических экспедициях. Благодаря этим экспедициям было описано и сохранено много фольклорных памятников и предметов материальной культуры, - отмечает Нефляшева. - На местах структурировались различные общества, где собиралась интеллигенция, студенты, обсуждались актуальные вопросы образования и культуры. И это в 1920-е годы. Это была настоящая мобилизация лучших из лучших! В Ростове в 1920-1930-е годы работал целый Северо-Кавказский лингвистический институт, архив которого не разобран до сих пор».

«Преимущества латинской графики перед арабской оценивались с точки зрения элементарной прагматики: латиница избавляла от сложностей написания и фонетической ограниченности арабского алфавита для выражения звуков языков многих народов Кавказа, а также снимала сложности, возникающие с типографским набором и дороговизной издательского процесса на арабской графике», - пишет Наима Нефляшева в посте « "В пользу латинской основы". О латинизации кавказских алфавитов в 1920-е гг. » в своем блоге на «Кавказском узле» .

По мнению Нефляшевой, вопрос о переходе на латинскую графическую основу обсуждался под влиянием все еще витавших в воздухе идей мировой революции вплоть до того, что существовали «даже проекты перевода русского языка на латиницу».

«Латинизация становилась инструментом борьбы с мусульманским духовенством, медресе и книжной культурой на арабской графике, традиции которой, например, в Дагестане были очень сильны», – пояснила исследователь.

В то же время, по ее мнению, реформа алфавитов на Северном Кавказе имела неоднозначный результат. «Для народов, у которых не было письменности, это был прорыв, а для народов Дагестана реформа сопровождалась уничтожением мусульманского письменного наследия, поощрения такого типа поведения, когда молодые люди могли позволить себе выпады против духовных авторитетов, а носители этой культуры клеймились как носители предрассудков, был даже такой термин – «реакционное духовенство», – подчеркивает Нефляшева.

Изменения «тектонические», хотя и неоднозначные

Главным достижением первых лет советской власти на Кавказе, по мнению Нефляшевой, стало «формирование профессиональной интеллигенции и культурной элиты, кампания всеобщей грамотности и доступ к образованию, в том числе и высшему, появление образовательных программ, рассчитанных на получение образования на родных языках». Эти преобразования осуществлялись «в рамках классового подхода, когда целые сословия (зарождающаяся буржуазия и крепкие хозяйственники, духовенство, военные, которые служили в императорских подразделениях) стигматизировались, загонялись на периферию общественной жизни и в конце 1920-х подвергались репрессиям».

Одновременно на Северном Кавказе шла борьба с устоявшимися традициями, такими как почитание старших и стариков. Женщина получила доступ к образованию. «Надев красную косынку, она стала участвовать в заседаниях сельсоветов и демонстрациях, но часто такие советские активистки пропагандировали совершенно новые стандарты поведения, в которых семья оказывалась вторичной по сравнению с тем, что ожидало от женщины государство», - рассказывает Наима Нефляшева.

При этом, по мнению эксперта, в первые годы советской власти многочисленные клубы горянок, дома крестьянок, создаваемые на Кавказе, не пользовались успехом. «Чего стоит знаменитая кампания «Пальто горянке», - рассказывает Наима Нефляшева. - У женщин Северного Кавказа, как известно, не было верхней одежды и чтобы дать им возможность быть активными и выходить из дома в холодное время года, на Северный Кавказ было завезено тысячи одинаковых, некрасивых, сшитых из плохих тканей пальто. Для меня это – лучшая иллюстрация унификации и усреднения личности, которое было заложено в советских реформах».

«С одной стороны, кампания имела смысл - в традиционной женской одежде начала ХХ века верхняя одежда типа пальто отсутствовала, пальто заменяли шали и платки. Иметь пальто считалось особым шиком и привилегией кавказских женщин и девушек из обеспеченных городских семей, - пишет Нефляшева в посте « Северный Кавказ. 1920-е годы. "Пальто — горянке!" » в своем блоге на «Кавказском узле» . - Оборотная сторона кампании видится в другом - кампания сопровождалась мощным, как сказали бы сегодня, информационным обеспечением - на страницах местных газет, а также такого общекавказского журнала как «Революция и горец», издававшегося в 1920-30-х гг. в Ростове-на-Дону, были выделены целые разделы, которые постоянно наполнялись рассуждениями о вреде кавказских традиций и обычаев. Этому же посвящались комсомольские собрания, политинформации, занятия в избах-читальнях и красных уголках».

Как отмечает блогер, под определение «вредных» попадал широкий спектр традиций - «от традиций религиозных, связанных с посещением мечетей и празднованием исламских праздников, до такой казалось бы незыблемой и святой традиции, как почитание стариков».

Наима Нефляшева отмечает, что изменения в культурной жизни народов Северного Кавказа, обусловленные Октябрьской революцией, безусловно имели характер глубоких тектонических сдвигов, но дать им однозначную оценку невозможно.

Эхо Октябрьской революции в целом, по мнению экспертов, имело как положительные, так и отрицательные аспекты. Постреволюционный хаос одновременно обернулся ростом насилия на Кавказе и формированием у народов национального самосознания: всплеск сепаратизма привел к появлению независимых государственных структур.  Многим народам Кавказа революция дала шанс на культурную, образовательную эволюцию. Грандиозный лингвистический эксперимент по созданию письменности для каждого народа и переводу имеющихся языков с арабицы на латиницу стал прорывом для народов без письменности и уничтожением мусульманского письменного наследия для народов Дагестана. Положительным эффектом стало формирование профессиональной интеллигенции и культурной элиты, доступность образования, в том числе для женщин. Однако одновременно с этим на Северном Кавказе активизировалась борьба с традициями. Таким образом, Октябрьская революция, как и большинство исторических событий, оставила противоречивый след в истории кавказских народов — открыв им возможности для государственного и культурного развития наравне с притеснением традиционного уклада жизни. 

Ещё новости о событии:

Причины многих современных конфликтов на Кавказе следует искать в событиях, произошедших осенью 1917 года, заявили “Кавказскому узлу” ученые, указав на стремление большевиков педалировать национальный вопрос,
22:54 06.11.2017 Кавказский Узел - Владикавказ
7 ноября 2017 года исполняется 100 лет со дня вооруженного восстания в Петрограде, которое привело к власти партию большевиков и навсегда изменило жизнь народов, живших в Российской империи.
21:55 06.11.2017 Кавказский Узел - Владикавказ
 
По теме
10 и 11 апреля в 19:00 в Академическом русском театре имени Е. Б. Вахтангова состоится показ спектакля «Ночные дороги» по одноименному роману Г. Газданова.
Инаугурация состоялась в Эрмитаже 25 марта. «25 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа Валерию Гергиеву было присвоено звание почётного доктора Евразийского международного университета»,
На базе МКУК Дом культуры им. Барту Дзугаева г. Ардон состоялся муниципальный этап конкурса школьных театральных постановок.
Как известно, в военном конфликте на территории Демократической Республики Афганистан принимал участие ограниченный контингент советских войск.
Комиссия по государственной премии Северной Осетии имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства при Главе РСО – Алания объявляет прием произведений на соискание премии за 2024 год.
Региональное отделение Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» совместно с представителями Центрального штаба движения в зале Научной библиотеки СОГУ им.
Театральный институт имени Бориса Щукина (г. Москва) объявляет прием на целевое обучение от Академического русского театра им.
JPEG Файл - ОМВД Республики Северная осетия-алания В мероприятии, организованном в рамках Всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью» также приняла участие   специалист-эксперт управления по контролю за оборотом наркотиков МВД  по РСО-Алания.
ОМВД Республики Северная осетия-алания
Прокурором Северо-Западного района г. Владикавказа утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 38-летнего жителя республики.
Прокуратура
Чем опасны клещи и как с ними бороться Иксодовые клещи – особое семейство клещей, включающее огромное количество разных видов, среди которых есть особо опасные кровососущие переносчики серьезных инфекционных заболеваний.
Роспотребнадзор
Туберкулез Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса (Mycobacteriumtuberculosiscomplex– МТВС).
Роспотребнадзор
В МОО рамках клуба «Мотиватор» прошла встреча с Амирханом Торчиновым - Iriston.Ru В Московской осетинской общине функционирует дискуссионный молодёжный клуб «Мотиватор», гостями которого становятся наши уважаемые соотечественники, делящиеся своим богатым жизненным и профессиональным опытом.
Iriston.Ru