Кадыров запретил шиитские ритуалы самоистязания в Чечне

Группа последователей шиитского ритуала забивания в голову ножей выявлена в Чечне. Рамзан Кадыров в присутствии журналистов провел профилактическую беседу с самопровозглашенным халифом общины. В чеченском муфтияте верования группы назвали противоречащими исламу. Ученые же недоумевают, как культ религиозного самоистязания проник в Чечню.

В конце января в Интернете появилась видеозапись того, как группа мужчин в одной из стран Ближнего Востока проводит некий обряд. Пяти мужчинам, сидящим на корточках в окружении порядка десятка человек в помещении, сначала металлический чашей, а затем бруском забивают совсем неглубоко в голову ножи. При этом на лица тех, кому проводят этот обряд, не видно боли, у них нет крови. По окончании обряда все пятеро с торчащими в головах ножами встают с улыбками, их снимают на мобильные телефоны.

Кадыров запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне последователю шиитского ритуала забивания в голову ножей

На видео, распространенном в сети, оказались и чеченцы, что вызвало общественный резонанс в Чечне.

Одним из тех, кто запечатлен на видео с ножом в голове, был московский чеченец Асламбек Зубайраев. С ним 2 февраля встретились Рамзан Кадыров, муфтий Чечни Салах Межиев и другие представители духовенства. Репортаж об этой встрече был показан на телеканале "Грозный".

Асламбек Зубайраев назван лидером группы чеченцев, участвовавших в обряде, - последователей одной из ветвей шиизма, возникшей в Ираке и возглавляемой шейхом Мухаммедом аль Касназани.

На встрече, показанной по чеченскому телевидению, Рамзан Кадыров и чеченские богословы заявили Зубайраеву, который, как оказалось, объявил себя "халифом", что его действия не соответствуют исламу.

"Ты оттуда приехал, воткнув себе в голову нож, чтобы, как ты говоришь, принести благо исламу и чеченскому народу. Порежь себе руку, и если ты состоявшийся халиф, сделай так, чтобы с нее не потекла кровь", - предложил Зубайраеву Кадыров.

Зубайраев на это предложение промолчал. Чеченские богословы однозначно осудили Зубайраева, а Кадыров заявил ему, что он не позволит вводить в заблуждение жителей Чечни и запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне.

"Я не хочу хоронить людей, не хочу, чтобы в Чечне была Сирия", - подчеркнул глава республики.

Зубайраев, несмотря на словесные выпады в его адрес, держался на встрече достаточно уверенно и пытался высказать свою точку зрения. В частности, в ответ на обвинения в том, что он не является знатоком ислама и шариата, не знает арабский язык, он заявил, что этого не знали ни Кунта-хаджи Кишиев, ни сам Пророк Мухаммад, однако тем не менее им обоим было ниспослано божественное откровение. Также он подтвердил, что является представителем шейха Касназани.

В конце беседы Кадыров заявил следующее: "Учи свою семью. Изучай религию… Передай это и своим мюридам, своему халифату. В моем халифате, в этой республике я халиф. Я не признаю… не разрешаю вам этим здесь заниматься, потому что у вас нет знаний. Приедет Касназани, мы дадим ему выступить, проводить беседы, выслушаем его, посадим на телевидение, потому что он знает религию".

В чеченском муфтияте сочли показанный на видео обряд противоречащим нормам ислама.

В чеченском муфтияте считают, что действия Зубайраева и его последователей противоречат нормам ислама.

"Мухаммед Касназани - довольно известная на Ближнем Востоке личность. Раньше он жил в Багдаде, а после начала войны в Ираке перебрался в Иорданию. Среди его последователей есть и шииты, и сунниты. Его адепты проводят различные обряды, которые не имеют никакого отношения к исламу, такие как забивание в голову кинжалов, или протыкание щек и шеи острыми предметами", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель Духовного управления мусульман Чечни .

По его словам, указанные обряды эти люди называют "караматом", то есть чудотворным явлением.

"Последователи этой секты недавно объявились и у нас, а ее глава, проживающий в Москве Асламбек Зубайраев, кстати, имеющий ученую степень кандидата экономических наук, даже объявил себя "халифом", - отметил представитель муфтията.

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы статьи " Шиизм ", " Суннизм ", " Ваххабизм ", " Суфизм ", " Ислам в России " и " Верования чеченцев ".

Он отметил, что в свое время в Чечне уже объявлялся подобный "халиф" - житель селения Автуры Шалинского района Адам Дениев.

"Зубайраев и его группа - это последователи печально известного у нас "халифа Адама", который после завершения первой чеченской войны объявился в республике и сеял смуту. Он тоже собирался творить чудеса, а однажды пообещал воскресить молодого человека из числа своих родственников, чтобы доказать свою избранность. Воскрешение, конечно же, не состоялось, "халиф" просто объяснил, что "умерший отказался возвращаться в грешный мир". Теперь последователи этого "чудотворца" снова у нас объявились", - сказал представитель муфтията.

По его словам, проведение обрядов самоистязания недопустимы с точки зрения мусульманской религии.

"Ислам запрещает человеку наносить себе вред. Это относится и к различным обрядам самоистязания, которые есть у шиитов. В том числе это касается и вбивания ножей в голову и прочих "чудес". Такие вещи просто недопустимы", - подчеркнул представитель муфтията.

Он отметил также, что после появления в Интернете видеозаписи с обрядом забивания ножей в голову к богословам стали поступать многочисленные обращения от верующих.

"Люди поражены происходящим. Они опасаются, что эта секта может получить распространение в республике и требуют не допустить этого", - рассказал представитель муфтията.

Жители Чечни обеспокоены распространением различных религиозных течений

Жители республики также говорят о своем беспокойстве в связи с видео с обрядом вбивания в головы ножей и распространением в республике различных религиозных течений.

"Я смотрел это видео с участием Зубайраева, ничего кроме отвращения оно не вызывает. Как человек, называющий себя мусульманином, тем более достаточно образованный мужчина в возрасте, может участвовать в подобном обряде? Это же явное сектантство. То, что Зубайраев называет "караматом", уже давно распространено на Востоке. Протыкание частей тела острыми предметами это никакое не божественное чудо, а проявление неверия", - считает грозненец Алавди .

"Наша власть и духовенство просто зациклились на борьбе с ваххабизмом, и на этом фоне у нас активно стали распространяться другие религиозные течения. Теперь вот даже шиитская группа возникла. Все они ничуть не лучше радикальных исламистов, поскольку вносят смуту и раздор среди мусульман, и им должно оказываться такое же противодействие", - убежден местный житель  Ваха .

"У нас в республике всевозможные течения не особо распространены, власти пока удается держать ситуацию под контролем. Но вот в других местах с этим очень сложно. Мой сын учится в Москве, он рассказывает, что много молодых чеченцев вовлечено в различные секты. Есть, например, так называемые "кораниты", которые утверждают, что они признают только Коран и отрицают хадисы Пророка Мухаммада, считая, что они не могут быть достоверными, так как написаны людьми. Боюсь, что, вернувшись домой, эта молодежь начнет распространять здесь свои убеждения, а это ни к чему хорошему не приведет", - полагает имам мечети в Грозном Муса .

"Во все времена были суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом"

В Чечне опасаются крайностей в исповедании ислама как со стороны радикального салафизма, так и со стороны радикального традиционализма, считает замдиректора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов .

"Ведь и так называемый традиционный ислам тоже может быть радикальным в каких-то практических проявлениях", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Аликбер Аликберов.

Он отметил, что не изучал вероучительные и ритуальные особенности данной конкретной группы, но, добавил эксперт, существуют ответвления суфийских орденов, которые имеют синтез суннитских и шиитских воззрений и практик в своем арсенале.

"Я бы подумал, что это именно такая группа. В истории бывало, что суннитская в основе группа становилась шиитской и наоборот. Например, Сефевиды, восстановившие фактически в 16 веке Персидскую монархию, принадлежали изначально к суннитскому суфийскому братству, а в итоге стали основоположниками шиитского Ирана. В рамках сближения суннитских и шиитских суфийских орденов формировалось братство Ниматуллахи. В период Османской империи, которая была суннитской, тоже были обновленческие суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом. Влияние такого направления имело место на Балканах и на Кавказе", - рассказал Аликбер Аликберов.

По его словам, в настоящее время еще существуют суфийские шейхи, идущие этим путем.

"Один из самых известных - это лидер группы братства Накшбандия-Хаккания Низам Кыбрыслы из турецкого Кипра. На его англоязычном сайте чуть ли не на главной странице сказано, что "мы из тех, кто любит Ахли Бейт" ( Ахли Бейт - принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммеда (потомков его дочери Фатимы и зят Али), почитаемого как шиитами, так и суннитами - прим. "Кавказского узла" ). Однако теперь в связи с политическим противостоянием в суннитской среде идет полное размежевание с шиизмом. Даже то, что было принято в традиционном суннизме - проявление особой любви к Ахли Бейт, сейчас многими воспринимается как нежелательное влияние шиизма", - подчеркнул Аликбер Аликберов.

С ним частично согласен и директор Фонда "Марджани" Игорь Алексеев . Он отмечает, что в Ираке, в восточной Турции, в отдельных районах Ирана, в основном в регионах, населенных курдами, имеется похожая практика ордена Кадирия со втыканием ножей, хождением по горящим углям и прочим.

"Вообще, действия, напоминающие самоистязания, довольно давняя традиция, распространенная преимущественно в иранском ареале. Причем в различных формах. Например, в северо-восточном Иране - Хорасане, в Средней Азии был такой орден маламатия. Они занимались провоцированием людей в общественных местах. Выходили на публику и вели себя неподобающе, могли даже громко ругать ислам. Их за это били, а они отрабатывали методику быстрого заживления ран", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Алексеев.

Он отметил, что в Египте наблюдал практику ордена Рифаия, которые ходят и лежат на углях, подобно индийским йогам.

"При этом каких-то травм, ожогов они не получают. Это своего рода демонстрация экстраординарных способностей человеческого организма. В оправдание таких практик суфиям служит рассказ Корана о пророке Ибрахиме (Аврааме). Царь Вавилона приказал его сжечь, Ибрахим в огонь вошел, но огонь его не тронул. Концепция такова, что они должны дойти до уровня пророка Ибрахима, чтобы огонь их не жег, кинжал не колол и т. д.", - сообщил эксперт.

Алексеев оговорился, что, возможно, данная практика восходит к доисламскому периоду Ирана, но нынешние кадирийа - это мусульмане-сунниты, и к шиитам формально не относятся.

"Чеченские суфии последователи Кунта-хаджи тоже относятся к ордену кадирийа. Правда, аналогичных практик у них нет, но зато есть танец во время зикра, что не делают никакие другие кадириты, распространенные от Алжира до Китая", - пояснил ученый.

Кунта-хаджи Кишиев родился предположительно в 1830 году в селении Мелч-Хи (по другим данным - в селении Истси-Сув). В 18 лет он совершил хадж в Мекку, тогда же вступил в суфийский орден Кадирия. Последователи Кунта-хаджи Кишиева, к которым относится и глава республики Рамзан Кадыров , считают, что перед наступлением конца света он вместе с Пророком Исой (Иисус Христос) и имамом Махди явится на землю, чтобы низвергнуть Сатану (Даджала), и установить на земле мир и спокойствие. Кунта-хаджи жив, говорят его мюриды, и продолжает совершать добрые дела, особо подчеркивая, что он не умер в ссылке, а скрылся, чтобы в определенный час вернуться назад. Кишиев был основателем зикризма  и  суфийского ордена  на территории Чечни и Ингушетии. В разделе "Персоналии" опубликована биография Кишиева

Что касается родства с шиитскими концепциями, то в том ответвлении традиционного ислама, кадиритского тариката, что исповедуют в Чечне, по мнению Алексеева, этого не меньше.

"По их воззрениям, Кунта-хаджи не умер, а вознесся живым, перешел в некое состояние, схожее с шиитской идеей "сокрытия имама". Поэтому в Чечне нет преемственности тариката от учителя к ученику в разных поколениях. У всех чеченских кадиритов один учитель - "вечно живой" Кунта-хаджи. Типологически небесное правление Кунта-хаджи и "сокрытый имам" шиитов похожи, хотя невозможно точно сказать - оформилась ли эта идея "прямой теократии" в Чечне под влиянием шиизма или нет", - рассказал Игорь Алексеев.

По его мнению, группа Зубайраева - абсолютно новое явление для Чечни.

"О ней ничего неизвестно ученым и любопытно, конечно, какими путями проникли эти практики в Чечню, и их дальнейшее развитие. Вполне возможно, что эти альтернативные практики пришли в Чечню на волне "глобализации суфизма", - считает Игорь Алексеев.

Что касается Адама Дениева, которого упомянули в чеченском муфтияте в связи с группой Зубайраева, этот человек, по словам ученого, производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина.

"Адам Дениев развивал какую-то историческую концепцию, но при этом производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина. Он вряд ли выходил за пределы традиционного чеченского зикра с танцами, никакой экзотики в его практике не было замечено", - полагает Алексеев.

Дениев был приближенным Ахмата Кадырова

Адам Дениев стал известен в конце 80-х годов, когда на съезде Исламской партии возрождения России в Астрахани был избран эмиром мусульман Северного Кавказа, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" политолог Тимур Алхастов .

"Не спрашивайте о репрезентативности этого мероприятия. Так формировались новые политические фигуры, когда, окружив себя десятком-другим сторонников, объявляли себя общероссийскими деятелями. Правда, эмиром он пробыл недолго. Скорее всего, этому посодействовали Джохар Дудаев и Зелимхан Яндарбиев , считавшие действия Дениева и ему подобных деструктивной", – предположил Алхастов.

Лишившись эмирского звания, Адам Дениев отправился в Багдад для обучения теологии. Посетивший в тот период Багдад Джохар Дудаев не преминул подпортить авторитет Дениева, сообщив местным властям о связях религиозного деятеля с российскими спецслужбами, отметил эксперт.

"В 1994 году Адам Дениев вернулся в свое родное село Автуры. И не просто так, а с бумагой, дающей право представлять в России и во всем бывшем СССР одного известного шейха из Ирака. Имея достаточно большие финансы, он организовал группу поддержки, которую он расквартировал в двух заброшенных пионерских лагерях. Его отряд был прекрасно вооружен. Тогда же он сблизился с Русланом Лабазановым ( одним из лидеров антидудаевской оппозиции - прим. "Кавказского узла" )", – добавил Алхастов.

Затем Дениев организовал свое движение "Адамалла" ("Человечность"), действовавшее под лозунгом "В мире есть три истины – Коран, Конституция России и Адамалла", продолжил политолог.

"Перед первой чеченской войной Дениев продолжал формировать ряды своих сторонников и находил поддержку в определенных федеральных структурах. Считается, что во время первой чеченской войны Дениев был человеком Доку Завгаева ( глава пророссийского правительства Чечни в период первой военной кампании - прим. "Кавказского узла" ). Однако он вел свою игру, пытаясь расширить с помощью админресурса число своих сторонников и свое влияние в республике", – рассказал Алхастов.

Он также сказал, что между двумя чеченскими войнами, Дениев пытался влиять на московских чеченцев, в прессе были материалы о причастности Дениева к попыткам давления на бизнес. Летом 2000 года он был одним из претендентов на пост полномочного представителя президента России в Чечне, но тогда выбор пал на Ахмата Кадырова как на более авторитетного, влиятельного и предсказуемого человека.

"А Дениев был назначен заместителем Кадырова, в аппарате которого он отвечал за связи со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Также, по некоторым сведениям, Адам поддерживал процесс установления конституционного порядка в Чечне, выявлял пособников боевиков, примирял кровников", – сообщил Алхастов.

Отношения Ахмата Кадырова с Адамом Дениевым были достаточно сложными, особенно с учетом того, что Кадыров проповедовал суфизм традиционного, вайнахского толка, а у Дениева духовным лидером был шейх из Ирака.

" Братство Касназани известно в Ираке своими мистическими церемониями, в ходе которых адепты режут себе язык бритвой, прокалывают иглами щеками, занимаются прочими самоистязаниями. Подобные ритуалы чужды нашим вайнахам. Поэтому духовные ценности, проповедуемые шейхами, подобными Мухаммеду Касназани, в основном не приемлемы у вайнахов и вызывают раскол в обществе", – считает Тимур Алхастов. .

Он также уточнил, что Адам Дениев погиб 12 апреля 2001 года от взрыва заложенной на чердаке мины во время телетрансляции собственной проповеди по сельскому телевидению в его родном селе Автуры.

"Ахмат Кадыров тогда заявил, что смерть его заместителя – заказное убийство, совершённое по приказу экс-президента Чечни Аслана Масхадова", – заключил Алхастов.

Как писал " Кавказский узел ", 27 августа 2016 года по итогам исламской конференции "Кто они – последователи сунны?", прошедшей в Грозном, была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката . Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России. Однако 26 ноября 2016 года в ходе своего визита в Саудовскую Аравию Рамзан Кадыров и встречи с наследным принцем королевства Мухаммадом ибн Салманом Аль-Саудом, по информации арабских СМИ, извинился за исламскую конференцию в Грозном и признал, что салафиты не являются сектантами. В ДУМ Чечни информацию об извинениях назвали "абсолютной ложью и неправдой".

С критикой итоговых документов конференции выступили известные религиозные деятели России и арабского мира . Итоги конференции назвали неактуальными для мусульманской общины и в самой Чечне . С критикой итогов грозненской конференции выступили и участники московского мусульманского форума, прошедшего с 18 по 20 октября.  О своей непричастности к фетве  заявили исламские ученые Али Джифри и Ахмад Тайиб , с именами которых окружение Кадырова связывало авторитетность мероприятия.
 
По теме
График богослужений Архиепископа Владикавказского и Аланского Герасима (16 - 17 марта 2024 г.) 16 марта (суббота) 17:00 - Всенощное бдение в кафедральном соборе св.
В среду второй седмицы Великого поста архиепископ Герасим возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого князя Владимира - Владикавказская Епархия 27 марта 2024 года, в среду 2-й седмицы Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа.
Владикавказская Епархия
JPEG Файл - ОМВД Республики Северная осетия-алания В мероприятии, организованном в рамках Всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью» также приняла участие   специалист-эксперт управления по контролю за оборотом наркотиков МВД  по РСО-Алания.
ОМВД Республики Северная осетия-алания
Прокурором Северо-Западного района г. Владикавказа утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 38-летнего жителя республики.
Прокуратура
Чем опасны клещи и как с ними бороться Иксодовые клещи – особое семейство клещей, включающее огромное количество разных видов, среди которых есть особо опасные кровососущие переносчики серьезных инфекционных заболеваний.
Роспотребнадзор
Туберкулез Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса (Mycobacteriumtuberculosiscomplex– МТВС).
Роспотребнадзор
В МОО рамках клуба «Мотиватор» прошла встреча с Амирханом Торчиновым - Iriston.Ru В Московской осетинской общине функционирует дискуссионный молодёжный клуб «Мотиватор», гостями которого становятся наши уважаемые соотечественники, делящиеся своим богатым жизненным и профессиональным опытом.
Iriston.Ru