Вопрос о сохранении барельефов работы народного художника Северной Осетии Сосланбека Едзиты (Едзиева), расположенных на стене частного дома, по адресу: г.Алагир, ул.Октябрьская, 254 - наболевший вопрос. Как производить выемку барельефов? Стоит ли это вообще делать? Не лучше ли перенести стену вместе с барельефами? Где найти средства для выкупа стены, кладку которой осуществил сам Едзиев (это был дом его друга Камбулата Хосаева и он украсил его барельефами по просьбе хозяина)?
Все эти вопросы обсуждались на февральском заседании Общественного совета по культурному наследию. Итак, что из себя представляет алагирская стена с барельефами? Всего барельефов восемь. Два из них - в плохом состоянии. На одном из барельефов - следы огнестрельных повреждений со времен Великой Отечественной войны. Три надоконных барельефа - с изображениями ангелов. Два барельефа - с изображениями Святого Георгия (один из них - канонический православный, второй - в народном стиле с изображением Уастырджи). Барельеф Уастырджи в большой степени уже стерт и нуждается в реконструкции. Интерес представляет барельеф молотобойца. Барельеф женщины с гармошкой и детьми (супруга хозяина дома Фатима с сыновьями) заставляет вспомнить барельефы Едзиева на доме в Карман-Синдзикау.
Директор республиканского Художественного музея им.М.Туганова Алла Джанаева предлагает перенести стену с барельефами в Дом-музей Едзиева в Карман-Синдзикау, тем более, что стилистически и сюжетно они перекликаются. С ней не согласна Людмила Габоева. Она считает, что на Набережной реки Терек во Владикавказе надо сделать народный дом Сосланбека Едзиева, чтобы горожане знакомились с его творчеством. И стена с барельефами должна стоять там (тем более, что в Карман-Синдзикау места мало, чтобы туда переносить стену с барельефами). К финансированию этих работ она предлагает привлечь завод «Электроцинк», так как Едзиев в свое время 13 лет отработал на вредном производстве, живя в заводском общежитии.
Представители Алагира предлагают перенести стену ближе к Свято-Вознесенскому собору Алагира, а еще лучше - оставить стену с барельефами на месте, а большой семье Гогаевых предоставить жилье по программе «Ветхое жилье».
Сейчас, когда раскопки знаменитой Фанагорийской экспедиции являют нам произведения искусства (барельефы), невероятно сюжетно и стилистически близкие к едзиевским, история не простит нам очередного уничтожения работ Мастера! Ему и так катастрофически не везет: его деревянная скульптура сгорела во время пожара в его синдзикауском доме в 1977 году, целые кладбища с его уникальными надгробиями, каждое из которых - шедевр осетинского народного искусства, ушил под фундаменты (в Урсдоне - под фундамент Урсдонского соковырабатывающего завода) и так далее, и так далее. Все факты уничтожения едзиевских работ изложены в монографии Людмилы и Кромвеля Бязарти.
В результате бурного обсуждения все поддержали предложение председателя Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания Людмилы Чехоевой о внесении данного объекта в реестр как памятника монументального искусства. Тогда собственник будет обязан подписать уведомление о включении стены с барельефами в перечень объектов монументального искусства и не сможет снести стену, так как это уголовно наказуемое деяние (вплоть до отъема земли). А семья, проживающая в бывшем доме Камбулата Хосаева, намерена снести стену в апреле, так как там ими планируется строительство (жить им фактически негде). Они готовы продать стену с барельефами. Цена вопроса колеблется от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Но найдется ли в Осетии меценат, способный выкупить произведения национального искусства? Ведь у нас привыкли, что люди искусства - это доноры: как при жизни, так и после смерти.
Мадина ТЕЗИЕВА
15ИронПост
http://15ironpost.ru/novosti-osetii/obshchestvo-osetii/spasti-stenu-s-barelefami-soslanbeka-edzity