ТАКФИР… ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

Доклад, заместителя муфтия РСО-Алания,  имама города Владикавказа Батраза Аршиева

 

 

Такфи́р – это обвинение в неверии. То есть, когда конкретного человека считают или объявляют неверующим по причине его убеждений, слов или действий, содержащих элементы неверия.

Не секрет, что среди людей есть верующие и неверующие. На это указывают священные писания,   признают и сами люди. Это – реальность, которую нет смысла опровергать. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто сотворил вас. Среди вас есть неверующие, и среди вас есть верующие. Аллах видит то, что вы совершаете». (Сура «Взаимное обманывание», 2). Всевышний также сказал: «Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого». (Сура «Юсуф», 103). Однако некоторые мусульмане торопятся назвать неверующими тех, кто искренне считает себя мусульманами, но совершает те или иные поступки, противоречащие Исламу.

 

***

Поспешность и необоснованность в этом вопросе могут привести к огромным проблемам, т.к. последствия такого обвинения могут быть  плачевными. Дело в том, что в Исламе есть четкое разграничение взаимоотношений с разными категориями людей:

отношение к мусульманину резко отличается от отношения к врагу Ислама; отношение к праведному мусульманину отличается от отношения к грешному мусульманину; отношение к немусульманину, но порядочному, явно отличается от отношения к нечестивцу; отношение к вероотступнику может быть гораздо хуже, чем просто к неверующему.

Данные взаимоотношения строятся на основе текстов Корана и Сунны. Однако некоторые мусульмане в силу разных причин, среди которых в первую очередь невежество и агрессия, торопятся выносить вердикт о неверии тем, кто искренне считает себя мусульманином, тем самым нарушая этот баланс взаимоотношений. И зачастую выносят его те, у кого нет соответствующих полномочий и  исламского образования.

Если у человека нет достаточных религиозных знаний,  он должен обратиться к Корану и Сунне, к ученым, чтобы они разъяснили ему тот или иной вопрос. Как сказал имам Аль-Бухарий: «Знание прежде слова и дела» . А если, вынося решение, человек опирается на свои предположения, эмоции и рассуждения,  он потакает своим страстям. Всевышний сказал: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей».

Наблюдая за бедствиями, которые происходили и происходят сегодня в мусульманской умме по причине такфира, я решил предостеречь от поспешности и легкомысленности при вынесении этого вердикта. Очень часто поспешные обвинения в неверии, настраивая одних людей против других, разжигали смуту в обществе, особенно если тот, кого обвиняют, обладает какими-либо полномочиями. Меняя статус человека из «верующего» на «неверующий», обвиняющий меняет отношение к нему других людей, и, по сути, лишает его всех полномочий. Это удобный способ дискредитировать своего оппонента и оправдать свое ослушание. Многие мусульмане не отдают себе отчета в том, что ошибка в вопросе такфира может стоить очень дорого как в этой, так и в последней жизни.

Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (Сура «Комнаты», 6). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга». (Сура «Комнаты», 12).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является» .

Но это не означает, что никого нельзя назвать неверующим. В таком случае мы уйдем в другую крайность. Ведь многие открыто называют себя атеистами, поэтому  мусульманину запрещается считать их верующими. Это не меньше грех, чем назвать мусульманина неверующим. Мусульманин должен считать верующими только тех, кого Аллах Его посланник назвали верующими. То, что скрывается в сердце человека, известно одному лишь Аллаху, но Он велел нам судить о людях только по явным внешним признакам. А предположения не приводят ни к чему хорошему. Всевышний сказал: «У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь за предположением, хотя предположение не может заменить истину». (Сура «Звезда», 28).

Если человек называет себя мусульманином, но совершает действия, выводящие его из Ислама, то не нужно торопиться назвать его неверующим, не разобравшись в ситуации. Прежде чем признать его неверующим, нужно  учитывать некоторые важные нюансы. Подобные вопросы требуют сложных шариатских решений и поэтому их должны выносить люди с достаточными религиозными знаниями и обладающие соответствующими полномочиями (т.е. муфтий, имам, шариатский судья и т.п.). Аллах во всех делах установил порядок: в намазе все следуют за имамом, в государстве подчиняются правителю, в доме слушаются своего отца, и даже отправляясь в путь, назначают одного из них старшим. Если же эти установления нарушаются, то в обществе будет царить хаос.

Тот, кто осмелился выносить такфир, не обладая знаниями, подобен человеку, взявшему опасное оружие, но не умеющему им пользоваться. Это оружие может поранить окружающих  или его самого. Вопрос такфира предельно серьезный и опасный, и многих людей шайтан сбил в этом вопросе. Очень часто он становится причиной смуты и кровопролития между мусульманами, поэтому нужно воздерживаться от рассуждения в нем и сосредоточиться на приобретении полезных знаний. А эти вопросы нужно оставить тем, в чьей компетенции выносить такие решения.

Глупо будет выглядеть человек, совершающий сложную хирургическую операцию, ничего не зная в медицине, или человек, совершающий опасный химический опыт, если он не учил химию. Но в еще более глупом и опасном положении находится тот, кто выносит шариатские решения, не обладая достаточными знаниями в Исламе. Каково будет его оправдание перед Аллахом, Который запретил ему говорить то, в чем у него нет знаний? Каждый должен заниматься своим делом, и тогда общество будет жить в гармонии.

Если кто-то спросит, что сложного в том, чтобы определить статус конкретного человека – мусульманин он или нет, если он совершил действие, считающееся в Исламе неверием?

Во-первых, нужно знать, какие действия, слова и убеждения могут вывести совершающего их из Ислама. Это одно из шариатских положений, которые относятся к исламскому законодательству. Определить, какие именно это дела, являются ли прерогативой Всевышнего Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому нельзя называть действия или убеждения неверием, если на это не будет ясных доводов из Корана и Сунны.

Во-вторых, необходимо различать между такфиром какого-либо действия, и такфиром конкретного человека, так как при применении этого обвинения  определенному человеку, должны быть соблюдены условия такфира, а также необходимо учесть все, что может воспрепятствовать ему (ошибка, незнание, принуждение и т.д.). Может оказаться так, что человек считает себя мусульманином, но совершает действия, выводящие из Ислама, однако объявить его неверующим мы не имеем права, в силу некоторых причин, о которых мы упомянем ниже.

По причине невежества. Возможно, человек не знал, что, совершая данное действие, он становится неверующим. Поэтому ученые сказали: «Не выносится такфир тому, кто отрицает обязательные акты поклонения, если он новообращенный, пока ему не будет разъяснено» . Например, если человек отрицает обязательность совершения намаза, то прежде, чем выносить такфир, мы смотрим на уровень его знаний. И если он жил далеко от тех мест, где бы мог получить необходимые знания об основах религии, или он недавно принял Ислам и не знает еще многое из обязательных и запрещенных дел, то ему нужно доходчиво разъяснить шариатские постановления, касающиеся его. Возможно, он не знал, что это действие неверие.

Такфир выносится только после умышленного противоречия и отсутствия незнания. А невежество в человеке – это основа. Всевышний сказал: «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали». И несмотря на то, что средств связи в наше время стало очень много и они стали совершеннее, к сожалению невежественных людей очень много. Ведь мало среди нас распространяющих истину, и много заблудших, призывающих к своему заблуждению. А Аллах по своей мудрости, справедливости и милосердию не наказывает людей, совершивших грех, если они не знали о его запретности. И даже тот, кто в этом мире был несовершеннолетним, неразумным, или до него не дошло писание,  будет испытан в Судный день, и исход его будет зависеть от этого испытания. Нужно понимать, что основные причины наказания – это отворачивание от доводов и знамений, и упрямство и спор с ними после того, как они дошли до человека. А что касается ошибок, то Аллах прощает то, что было совершено ненамеренно. И аятов Корана, разъясняющих нам эту основу, множество.

Всевышний сказал: « Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника ». (Сура «Ночной перенос», 15).

Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь , и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Сура «Женщины» ,115).

Всевышний также сказал: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им , чего они должны опасаться. Воистину, Аллах знает о всякой вещи» . (Сура «Покаяние», 115).

Приведем еще один пример, подтверждающий вышесказанное. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Жил человек, который совершал большое количество грехов. Когда к нему приблизилась смерть, он сказал своим сыновьям: «Когда я умру, сожгите меня и раздавите (мои кости), а затем разбросайте в море. Клянусь Аллахом, если Он сможет взять меня, то накажет меня таким наказанием, которым Он никого не наказывал». С ним сделали то, что он просил, и Аллах сказал ему: «Что заставило тебя сделать это?» Он сказал: «Страх перед Тобой». И Он простил его».

Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Этот человек сомневался в могуществе Всевышнего Аллаха и в том, что Он воскресит его после того, как будет развеян его прах. По его убеждению ему казалось это невозможным. А подобное убеждение, согласное единогласному мнению мусульман, является неверием. Однако, этот человек был невежественен и не знал этого. Но в то же время он был верующим, который страшился наказания Аллаха. Именно по этой причине Аллах простил его» .

Аллах Всевышний сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Сура «Сонмы», 5).

Ибн Таймия также сказал: «Находящиеся рядом со мной знают, что я всегда и решительным образом запрещал называть конкретного человека неверующим, нечестивцем или грешником, если только не известно, что шариатские доводы были доведены до него. Но тот, кто противоречит им, становится иногда неверующим, иногда нечестивцем, а иногда грешником. Я утверждаю, что Аллах простил этой общине ее ошибки и это прощение включает в себя ошибки в словах и делах. Наши праведные предшественники до сих пор не перестали спорить в этих вопросах, но ни один из них не называл другого неверующим, нечестивцем или грешником» .

Ибн Таймия упомянул некоторые примеры и сказал: «Такфир — это своего рода угроза, и может случиться так, что человек отрицает слова Посланника, но он может быть новообращенный или вырос в далеких странах. И поэтому ему не выносится такфир из-за его отрицания до тех пор, пока не доведут до него доводы. Возможно, этот человек не слышал этих текстов, или возможно слышал, но посчитал их ненадежными, или возможно у него какие-то идеи, которые противоречат им по причине ошибочного толкования» . И здесь очень важно уяснить для себя, что если человеку привели довод и он услышал его, то это еще не означает, что он его понял.

По причине принуждения. Другой причиной, препятствующей вынесению такфира, является то, что действие, выводящее из Ислама, было совершено по принуждению. В таком случае такфир не выносится, т.к. Всевышний сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому , тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» . (Сура «Пчелы», 106). По причине ошибки или забывчивости. Также нельзя обвинять в неверии того, кто совершил неверие по ошибке или по забывчивости. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах прощает в моей умме ошибки, забывчивость и то, к чему они принуждены».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также, сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести) …»

По причине неправильного толкования. Также, к препятствиям выносить такфир относится неправильное толкование. То есть, запрещается считать мусульманина неверующим, если он следует некоторым ошибочным доводам, противоречащих основам веры, считая их истинными и достоверными, или если он неправильно понял некоторые шариатские доводы, или до него дошла истина, указывающая на его ошибку, но он услышал ее от того, кто не заслуживает доверия. Аллах прощает этой умме ошибки, особенно если их совершил тот, кто стремился познать истину.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если (шариатский) судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибется, то ему (полагается) одна награда». Аль-Бухарий; Муслим.

Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается такфира, то истина заключается в том, что кто бы из общины Мухаммада н сделал иджтихад(выносить самостоятельное решения), стремясь к истине, и ошибся, ему не выносится такфир – наоборот, ему прощается его ошибка. А тот, кому была ясна Сунна Посланника, а затем отошел от нее после того, как ему был ясен прямой путь, и последовал не пути верующих, то он стал неверующим. Тот, кто последовал страстям и не уделил должного внимания поиску истины и говорил без знаний, является ослушавшимся грешником, а впоследствии нечестивцем. Но у него могут быть добрые деяния, которые перевесят злые».

 

Не зная всех этих тонкостей, некоторые мусульмане торопятся обвинить других мусульман в неверии по причине своей неприязни к ним или основываясь иногда на предположениях и подозрениях. Они не осознают, какую огромную ответственность на себя взваливают, говоря от имени Аллаха, что такой-то попадет в Рай, а такой-то попадет в Ад. Ведь если мы назовем мусульманина неверующим, то тем самым совершим великий грех.

Почему же некоторые братья так ревностно торопятся вытолкать оступившихся мусульман за рамки Ислама? Разве для этого нас сотворил Аллах или Он вменил нам это в обязанность?! Наша цель не обвинить в неверии, а устранить невежество и отдалить от неверия.

Если человек в основе своей мусульманин, и мы сомневаемся, стал ли он неверующим, совершив те или иные запрещенные действия, то придерживаемся основы и сторонимся сомнительного. А основой в этом вопросе является то, что если человек свидетельствует, что является мусульманином, то его свидетельство не опровергается, пока не будет явного шариатского доказательства, указывающего на нарушение этого свидетельства с учетом всех условий, о которых мы упомянули. Ибн Таймия сказал: «Если человек принял ислам, то мы не имеем права выводить его из Ислама, если есть хоть какие-то сомнения. Это разрешается только при соблюдении условий такфира и отведения всякого сомнения» .

Вся проблема заключается в том, что обсуждать и решать эти вопросы берутся те, кто не обладает соответствующими полномочиями. Те, кто не разбирается в вопросах омовения, намаза или торговли, и спрашивает ученых по этим вопросам, но когда дело касается такфира, то он сам становится «специалистом» в этом деле. И переубедить его бывает крайне сложно, т.к. движет им страсть: злость, агрессия и т.п.

Всевышний сказал: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (Сура «Коленопреклоненные» ,23).

Он, также, сказал: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Трапеза», 8).


Ещё новости о событии:

Доклад, заместителя муфтия РСО-Алания,  имама города Владикавказа Батраза Аршиева     Такфи́р – это обвинение в неверии.
12:50 13.11.2017 Vestiyuga.Ru - Владикавказ
Доклад, заместителя муфтия РСО-Алания,  имама города Владикавказа Батраза Аршиева     Такфи́р – это обвинение в неверии.
22:16 12.11.2017 Духовное управление мусульман - Владикавказ
 
По теме
График богослужений Архиепископа Владикавказского и Аланского Герасима (16 - 17 марта 2024 г.) 16 марта (суббота) 17:00 - Всенощное бдение в кафедральном соборе св.
В среду второй седмицы Великого поста архиепископ Герасим возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого князя Владимира - Владикавказская Епархия 27 марта 2024 года, в среду 2-й седмицы Великого поста, архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме равноапостольного князя Владимира г. Владикавказа.
Владикавказская Епархия
JPEG Файл - ОМВД Республики Северная осетия-алания В мероприятии, организованном в рамках Всероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью» также приняла участие   специалист-эксперт управления по контролю за оборотом наркотиков МВД  по РСО-Алания.
ОМВД Республики Северная осетия-алания
Прокурором Северо-Западного района г. Владикавказа утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 38-летнего жителя республики.
Прокуратура
Чем опасны клещи и как с ними бороться Иксодовые клещи – особое семейство клещей, включающее огромное количество разных видов, среди которых есть особо опасные кровососущие переносчики серьезных инфекционных заболеваний.
Роспотребнадзор
Туберкулез Туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека и животных, вызываемым микобактериями туберкулезного комплекса (Mycobacteriumtuberculosiscomplex– МТВС).
Роспотребнадзор
В МОО рамках клуба «Мотиватор» прошла встреча с Амирханом Торчиновым - Iriston.Ru В Московской осетинской общине функционирует дискуссионный молодёжный клуб «Мотиватор», гостями которого становятся наши уважаемые соотечественники, делящиеся своим богатым жизненным и профессиональным опытом.
Iriston.Ru