«Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ»
пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ
«Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги»
… и вроде бы все ясно, просто и прозрачно: собственник платит деньги за оказанные коммунальные услуги обслуживающей его жилье компании, а они в свою очередь «транзитом» переводят ее непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Все согласно букве закона, но зачастую где-то на цепочке «собственник жилья – управляющая компания/ТСЖ – ресурсоснабжающая организация» образуется разрыв. И в итоге «слабым звеном» оказываются поставщики коммунальных услуг.
В жилищно-коммунальном комплексе не редко наблюдается такое явление как неплатёжеспособность организаций, управляющих многоквартирными домами, проявляющаяся главным образом в накоплении больших сумм задолженности данных организаций перед ресурсоснабжающими. Основной определяющей причиной накопления долгов у организаций является низкая платёжная дисциплина жильцов управляемых многоквартирных домов. Поставщики коммунальных услуг из-за этого несут убытки. Но существует и другой вариант развития проблемы – потребители исправно платят за полученные услуги, а деньги не доходят по назначению, оседая на счетах "управдомов".
С фактами подобной халатности или умышленной непорядочности вынужденно сталкиваются предприятия коммунального комплекса разных форм собственности по всей России. Исключением не стали и владикавказские предприятия, оказывающие коммунальные услуги и собирающие оплату за них через «посредников». Так «Владикавказским сетям водоотведения» приходится с ноября прошлого года через судебные органы доказывать причастность ООО «Жилкомстрой» к суммам, собранным с жильцов управляемых домов за оказанные услуги по приему сточных вод, но так и неперечисленным на счета коммунального предприятия. Не попали деньги и на счета МУП «Владикавказские водопроводные сети», ВМБУ «Спецэкосервис», ВМУП «Лифтремонт» и ООО «Владтеплосервис»…
Подобный случай среди владикавказских управляющих организаций, к сожалению далеко не единственный. С вопросом «Где деньги?» коммунальные предприятия вынуждены обращаться и к ООО «Управдом», ООО «Сармат», ООО «Жилкомсервис», «ДУ-2», «ДУ-15» и многим другим. Всем им придется пройти процедуры судебных разбирательств, расследований и прений.
Проблема недобросовестности управляющих компаний неоднократно выносилась на обсуждения на самых разных уровнях. Министр регионального развития Виктор Басаргин предложил выстроить систему платежей так, чтобы управляющие компании перестали быть посредниками в платежах, отделив функции по начислению платежей от функции по их приему и перечислению. Согласно представленной им модели, управляющие компании и ТСЖ обслуживают дом и сообщают в информационно-расчетный центр данные по потреблению, ИРЦ обобщает данные, формирует и отправляет платежку гражданину, банк осуществляет перевод денежных средств.
На одном из заседаний по озвученной проблеме очень требовательно выразился Глава Минэнерго: «Считаю необходимым ужесточить контроль за управляющими компаниями. Их нужно воспитывать и дисциплинировать». Министр пояснил, что на его взгляд с управляющими компаниями надо проводить адресную работу, добиваться того, чтобы их деятельность стала более открытой и прозрачной.
Поставив задачу сделать работу ТСЖ и управляющих компаний более доступной для обывателей, Министерство регионального развития утвердило регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Изначально предполагалось, что публиковать сведения компании смогут на своих собственных Интернет-ресурсах. Но, как отметил на одной из пресс-конференций заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов, большинство управляющих оказались несознательными, и полной информации о себе все равно не давали. Некоторым же было просто не по карману создавать и поддерживать работу собственного сайта - с этой проблемой столкнулись в основном мелкие ТСЖ и управляющие компании. Поэтому возникла идея перевести всех на единый ресурс - так проще контролировать процесс. Портал будет работать на базе официального сайта ведомства. Разработка ресурса завершается, и в ближайшее время он будет запущен.
Как сообщили в Комитете жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации города за исполнением Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №731«Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и регламентом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет, утвержденным Приказом Минрегиона, будет осуществляться постоянный контроль. К тому же за неисполнение нормативных актов грозит штраф, и отвечать за нарушение придется не только самой компании, но и ее руководителю. Наказание может быть не только рублем, но и дисквалификацией, с лишением должности на два года.
Подобные меры позволят населению лучше понимать, куда идут их деньги, контролировать работу обслуживающих организаций и определять среди них лидеров по соотношению цены и качества их услуг, а также максимально снизят количество злоупотреблений не слишком чистых на руку управляющий компаний.